Ввоз на таможню запчастей для танков нельзя назвать внутренним транзитом — КС
Нахождение незадекларированных комплектующих и составных частей танков в зоне таможенного контроля подразумевает приготовление к их контрабанде, а не доставку в конечную точку внутреннего транзита, и является нарушением установленного порядка перемещения через государственную границу РФ продукции военного назначения. Действующее законодательство не допускает неоднозначных толкований установленных запретов на перемещение военной техники за границу, говорится в Определении Конституционного суда (КС) РФ, который отказал в рассмотрении жалобы Игоря Васюшкина.
Составные части танков
Как следует из материалов дела, Васюшкин был осужден за совершение в составе организованной группы двух неоконченных преступлений — покушения и приготовления, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) комплектующих и составных частей танков. Суд установил, что в отношении изъятых деталей военной техники имело место недостоверное декларирование с использованием документов, содержащих недостоверные сведения, в частности, о том, что это предметы, используемые в гражданском обороте. Приговор оставлен без изменения вышестоящими судами.
В своей жалобе Васюшкин попросил КС РФ обратить внимание на то, что груз был отправлен из Челябинской области в Калининград, после чего обнаружен и изъят в зоне таможенного контроля на площадке таможенного поста Смоленской таможни. В итоге заявитель попросил КС РФ проверить статью 226.1 УК РФ, предусматривающую ответственность за контрабанду в том числе "иной военной техники, а также сырья, материалов, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники". По его мнению, эта норма противоречит Конституции РФ, поскольку допускает признание контрабандой любой внутрироссийской транзитной перевозки продукции военного назначения, допущенной в гражданский оборот и помещенной без нарушения каких-либо запретов и ограничений под требования таможенной процедуры "таможенный транзит".
Бланкетная норма
КС РФ отметил, что оспариваемая Васюшкиным норма является бланкетной, а потому ее толкование и применение не может не учитывать положения нормативных правовых актов, определяющих порядок перемещения соответствующих предметов через таможенную границу ЕАЭС или государственную границу РФ. Таким правовым актом является Таможенный кодекс ЕАЭС, согласно которому товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат помещению под таможенные процедуры, включая процедуру таможенного транзита, что предполагает их таможенное декларирование и таможенный контроль, а таможенной границей ЕАЭС являются пределы таможенной территории Союза и пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств-членов ЕАЭС.
Таким образом, уверен КС РФ, любое перемещение через Государственную границу РФ не уполномоченным лицом, без соответствующей лицензии, в нарушение установленного порядка продукции военного назначения является противоправным деянием.
Так, по мнению КС РФ, оспариваемая норма не содержит неопределенности, в результате которой лицо было бы лишено возможности осознавать общественную опасность, противоправность своих действий и предвидеть наступление уголовной ответственности за их совершение.
Васюшкину было отказано в рассмотрении его жалобы, поскольку оспариваемая им норма не допускает неоднозначных толкований.
(Определение КС РФ № 575-О/2025).
Михаил Телехов