Высшее образование в России дошло до предела: в 2025 году студенты выбирают быть безработными
Даже в ведущих вузах России сохраняется критический перекос в выборе специальностей, начавшийся ещё в 90-е годы: студенты массово идут в юристы и экономисты, которые не востребованы ни обществом, ни рынком, игнорируя при этом жизненно важные для развития страны научные направления. Это подтверждают данные Высшей школы экономики (ВШЭ): публикация списков абитуриентов, принятых на платные места, показала крайне низкий интерес к техническим и научным специальностям среди тех, кто готов оплачивать свое обучение, сообщает PRIMPRESS.
Например, на такие фундаментальные и инновационные специальности, как:
«Химия новых материалов» (основа для высокотехнологичных производств): всего 1 платное место. «Когнитивная нейробиология» (передовой край изучения мозга): 11 платных мест. «Физика» (фундамент всех технологических прорывов): 14 платных студентов. «Химия» (базовая наука): лишь 3 платных места.Примечательно, что даже узкоспециализированное направление «Эфиопия и арабский мир» (в рамках Востоковедения), несмотря на растущую геополитическую значимость регионов, привлекло лишь 3 платных студента – столько же, сколько на общую химию, и втрое больше, чем на химию новых материалов.
Ситуация кардинально меняется при взгляде на традиционно популярные специальности. На «Экономику» в ВШЭ подано 482 платных заявки (257 из которых в листе ожидания), а на «Юриспруденцию» — 224 заявки (99 в листе ожидания).
Этот перекос в приоритетах, где фундаментальные науки уступают место «престижным» или кажущимся более «безопасными» профессиям, является давней (речь идёт о десятилетиях) проблемой высшего образования и рынка труда. Ирония в том, что рынок труда уже давно перенасыщен экономистами и юристами. Многие выпускники этих направлений сталкиваются с острой конкуренцией, низкими зарплатами или вынуждены искать работу в смежных сферах, продажах, административной деятельности, а то и вовсе менять квалификацию.
Тем временем, страна остро нуждается в высококвалифицированных инженерах, химиках-технологах, физиках-исследователях, биологах и других специалистах, способных обеспечить развитие высокотехнологичных производств, совершать научные прорывы и формировать основу для будущего экономического роста.