Выступление С.В.Лаврова на III Минской международной конференции по евразийской безопасности
Уважаемые сопредседатели,
Дамы и господа,
Друзья,
Приятно в очередной раз получить приглашение выступить с этой трибуны. Проводимая уже третий год (1, 2) по инициативе Президента Белоруссии А.Г.Лукашенко конференция стала ведущей международной площадкой для обсуждения ключевых для евразийского пространства тем безопасности, о чем только что сказал мой друг и коллега, Министр внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии П.Сиярто.
То, что Евразия сегодня – это геополитический центр нарождающегося многополярного мира, думаю, очевидно для всех. Развернувшиеся здесь процессы оказывают решающее влияние на перспективы международных отношений. Имею в виду, прежде всего, укрепление сразу нескольких независимых цивилизационных центров на Евразийском континенте, представляющих Мировое большинство. Как неоднократно отмечал в своих выступлениях Президент России В.В.Путин, именно они сегодня задают тон в мировых делах. Задают тон и тем самым ускоряют избавление мира от рудиментов прошлого, прежде всего в сфере безопасности и экономического развития.
Видим, что страны НАТО и Евросоюза в подавляющем своём большинстве отказываются признать объективный факт завершения доминирования Запада и наступления новой исторической эпохи. В этом их принципиальное отличие от России, наших партнеров по СНГ, Китая, Индии, Ирана, КНДР и всех тех государств Евразии, которые убеждены, что залогом стабильности и благополучия нашего континента является неукоснительное соблюдение принципов суверенного равенства и неделимости безопасности всех, а не только отдельных избранных, считающих себя выше закона и вне морали.
Не вина России и наших союзников, что за последние годы были подорваны, а затем и «похоронены» международные договоренности в сфере контроля над вооружениями. Расширение НАТО не прекращается ни на минуту вопреки данным еще советским руководителям заверениям не продвигаться «ни на дюйм» на восток. Это делается вопреки взятым в рамках ОБСЕ на высшем уровне политическим обязательствам не укреплять собственную безопасность за чужой счет и не стремиться к региональному и естественно глобальному доминированию.
Спланированный и спровоцированный конфликт на Украине привел к окончательному краху евроатлантической модели безопасности с опорой на НАТО, ОБСЕ и Евросоюз, который за последние лет восемь превратился в евроатлантический «компонент» этой «связки». Сейчас некоторые в Европе пробрасывают мысль о том, что надо задуматься о новой системе европейской безопасности, но тут же добавляют, что таковая не должна предусматривать участия России и Белоруссии.
Чего стоит инициатива Президента Франции Э.Макрона о «европейском политическом сообществе», куда сознательно, публично отказались пригласить Россию и Белоруссию, тем самым соорудив что-то вроде европейской части ОБСЕ минус две страны, чья политика на Западе вызывает неприятие. Об этом сегодня подробно, убедительно говорил Президент Беларуси А.Г.Лукашенко.
Они не скрывают и приготовления, ведущиеся к западу от Союзного государства, приготовления новой большой европейской войны. Они сочетают коалиционное строительство с этой целью.
В июле с.г. Франция и Британия условились о координации между их ядерными силами, создали некую «Антанту» для разработки ракетных систем. Немцы подписали с британцами соглашение, по сути, о военном сотрудничестве, а теперь на днях из Лондона стали раздаваться голоса о придании этому военному англо-германскому сотрудничеству ядерного измерения. Набирает обороты милитаризация стран Европы: наращивается финансирование ВПК, проводятся масштабные учения, совершенствуется логистика для переброски войск на «восточный фронт» с задействованием инфраструктуры стран, не входящих в Североатлантический альянс.
Не могут не вызывать беспокойства планы активизации деятельности НАТО в Арктике, которую мы (убежден, что большинство здравомыслящих стран) хотели бы видеть территорией мира и сотрудничества. Именно об этом в свое время договаривались в рамках Арктического совета, но с тех пор Запад пытается изолировать Россию и от этой структуры.
На Украине именно европейские члены НАТО затягивают вооруженный конфликт, накачивая киевский режим оружием и оказывая ему финансовую и политическую поддержку. Руководство большинства европейских стран всеми силами убеждает администрацию США отказаться от идеи урегулирования на Украине путем устранения первопричин конфликта за столом переговоров. Надеемся, что Президент США Д.Трамп по-прежнему искренне стремится к разрешению украинского кризиса и сохранит приверженность тем принципам, которые были выработаны на саммите в Анкоридже, причем выработаны на основе американских предложений.
В Европе Россию огульно обвиняют в том, что она планирует «вторжение» в страны НАТО и Евросоюза. Европейские руководители сами придумали эту чушь и повторяют её, сознательно обманывая собственные народы. Нагнетая антироссийскую истерию по принципу «война все спишет» (как у нас говорят), они пытаются переложить на Москву ответственность за совершенные ими ошибки, в том числе огромное количество ошибок и провалов на украинском направлении.
Хотелось бы спросить: чувствуют ли себя европейцы в большей безопасности, когда их элиты расчехляют «топор войны»? Думаю, ответ очевиден. Неоднократно говорили, что у нас не было и нет намерений нападать на какую-либо страну из числа нынешних членов НАТО и Евросоюза. Готовы закрепить данную позицию в будущих гарантиях безопасности для этой части Евразии, от рассмотрения которых на подлинно коллективной основе лидеры ЕС уходят, гордо заявляя, что после украинского кризиса должны существовать гарантии безопасности не с участием России, а против России. Вот образец мышления.
Не может не беспокоить и то, что НАТО искусственно распространяет зону своей ответственности далеко за пределы Евроатлантики. С этой целью выдвинут тезис о неделимости ее безопасности и «Индо-Тихоокеанского региона». Когда мы спрашиваем, как это соотносится с Вашингтонским договором о создании НАТО, нам говорят, что организация остается по-прежнему сугубо оборонительным альянсом и существует для отражения угроз территориям стран-членов. Но, дескать, угрозы эти теперь исходят отовсюду - и даже из акваторий Южно-Китайского моря и Тайваньского пролива. Североатлантический Альянс стремится «застолбить» себе место на Тихом океане, подрывая сами основы региональной архитектуры безопасности, которая в течение десятилетий выстраивалась вокруг центральной роли АСЕАН. И делается это с очевидной целью сдерживания Китая, изоляции России и конфронтации с КНДР.
НАТО не «обделяет» своим вниманием и другие регионы Евразии - Ближний Восток, Южный Кавказ, Центральную и Южную Азию. Причем с этими субрегионами «работают» индивидуально, а не в контексте озабоченности общеконтинентальными, общеевразийскими интересами. Повсюду пытаются закрепиться и оказывать влияние на эти процессы, и влияние это в силу агрессивной политики альянса в большинстве случаев - крайне негативное. Возникает резонный вопрос: если общая тенденция такова, то хотим ли мы, чтобы весь наш огромный и прекрасный континент был превращен в «вотчину» НАТО? Мы с этим согласиться не можем.
В новых условиях, когда все страны, их экономики и общая устойчивость взаимозависимы, требуется не блоковое мышление эпохи «холодной войны», а принципиально иная философия межгосударственного взаимодействия. Сама жизнь подталкивает к тому, чтобы в духе многополярности и многосторонности заняться новым обустройством нашего географического пространства.
Россия сделала первые шаги. Еще в 2015 г. В.В.Путин на саммите Россия-АСЕАН предложил заняться формированием Большого Евразийского партнерства, которое предусматривает создание общеконтинентального контура равноправного и взаимовыгодного сотрудничества через расширение торгово-экономических связей и гармонизацию интеграционных процессов, включая и те, которые разворачиваются в рамках СНГ, ШОС, ЕАЭС, Союзного государства, АСЕАН, ССАГПЗ и других структур. А чуть больше года назад Президент России В.В.Путин выдвинул инициативу выстраивания архитектуры евразийской безопасности на основе принципа ее неделимости.
Видим в этом конструктивную альтернативу «обанкротившимся» институтам, обслуживавшим евроатлантическую модель, в которой избыточно значимую роль играли «коллеги» с другого берега Атлантического океана. Мы не указываем и не собираемся указывать, кому с кем сотрудничать, но ставим вопрос по-другому: почему бы не подумать о создании общеконтинентальной архитектуры, открытой для всех расположенных в Евразии стран и объединений.
Здесь много субрегиональных, интеграционных, военно-политических объединений, точно так же, как в Африке и в Латинской Америке, где помимо субрегиональных организаций есть общеконтинентальные форумы, такие как Африканский союз и Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В Евразии никакого «зонтичного» объединения, которое предоставляло бы площадку для откровенного, равноправного обмена мнениями, не существует. Думаю, очень важно, что инициатива Президента Белоруссии А.Г.Лукашенко идет именно в этом направлении. Мне кажется, что это очень перспективное начинание. Уверен, что у него хорошее будущее.
Подлинно коллективная безопасность не может ограничиваться обслуживанием интересов узкой группы «избранных». Мы об этом уже говорили. Безопасность либо будет является всеобщей, либо ее не будет вовсе. Каждый будет сам за себя.
Россия выступает за то, чтобы за каждым государством было признано равное право на выбор способов обеспечения своей безопасности – от военно-политического нейтралитета до участия в союзах. Но это право выбора не может осуществляться в отрыве от другого, не менее важного правила, о котором сегодня тоже говорил Президент Белоруссии А.Г.Лукашенко: никто не может укреплять свою безопасность за счет других. Ни одна страна, группа стран или организация не должны претендовать на региональное доминирование. К сожалению, НАТО занимается ровно этим.
Продвигая базовые постулаты евразийской безопасности на многосторонних площадках, Россия стремится внедрять их на практике через заключение двусторонних соглашений. Среди последних примеров – наши договоры о гарантиях безопасности с Белоруссией, всеобъемлющем стратегическом партнерстве с КНДР и Исламской республики Иран. Другим важнейшим направлением является поощрение взаимодействия между различными объединениями на нашем общем континенте.
Особое значение в этой работе, что касается факторов безопасности, придаем ОДКБ и ШОС, накопившим богатый опыт в сфере обеспечения военно-политической стабильности и борьбы с новыми вызовами и угрозами. Хороший потенциал у СНГ, которое укрепляет связи с ОДКБ и ШОС, а недавно по предложению Президента Казахстана К.-Ж.К.Токаева решено создать новый объединительный формат – «СНГ плюс».
Поддерживаем и другую инициативу Казахстана – о преобразовании Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии в полноценную организацию – причем именно общеевразийского охвата.
Тема безопасности в Евразии занимает одно из центральных мест в нашем диалоге с КНР. Опираемся, в первую очередь, на то, что российское видение будущей архитектуры безопасности в Евразии гармонично сочетается с Глобальной инициативой Председателя КНР в сфере безопасности, где закреплена необходимость в качестве постоянно действующего принципа установления и устранения первопричин любых конфликтов. Важно, чтобы этот принцип применялся на практике, в том числе на Украине и палестинских территориях.
Из конкретных проблем евразийского континента особое внимание уделяем задачам недопущения силовых сценариев на Корейском полуострове, содействия стабилизации обстановки в Афганистане и по периметру его границ, справедливому урегулированию палестинской проблемы, нормализации отношений между Ираном и странами арабского мира, на что нацелена российская инициатива по учреждению системы коллективной безопасности в зоне Персидского залива.
Твердо выступаем за сохранение центральной роли АСЕАН в работе по объединению усилий стран Юго-Восточной Азии и их партнеров из самых разных регионов на принципах равноправия и открытости. В рамках асеаноцентричных структур накоплен солидный опыт коллективной работы по противодействию общим вызовам и угрозам. Углубление партнерства в таких форматах будет, по нашему убеждению, способствовать формированию неразрывного пространства равной и неделимой безопасности. Перспективным направлением считаем углубление взаимодействия между АСЕАН, ШОС и СНГ.
Консолидирующую роль призвана играть белорусская инициатива разработки Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке. Упоминал об этом. Президент Белоруссии А.Г.Лукашенко подробно подтвердил свои инициативы и необходимость двигаться по пути практического воплощения в жизнь принципов, по большому счету, разделяемых многими странами. Поддерживаем эту перспективную идею. Активно участвуем в ее продвижении.
Готовы к предметным дискуссиям для рассмотрения всех конструктивных инициатив и предложений о дальнейшем укреплении евразийства при максимально эффективном использовании сравнительных преимуществ нашего континента (они огромны) на благо всех расположенных здесь государств. Это касается и европейцев. Они наши соседи и тоже живут в Евразии. Рад приветствовать участие представителей европейских стран, Евросоюза, НАТО и других в сегодняшней конференции.
Другое дело, что нынешние «элиты» ЕС и Североатлантического альянса взяли курс на изоляцию любого, кто хочет проводить самостоятельную политику, основанную на национальных интересах и здравом смысле. Как следствие, перспективы осмысленного диалога с большинством из них не просматриваются. Брюссельской бюрократии необходимо отказаться от высокомерных претензий на исключительность и от враждебного курса по отношению ко многим другим евразийским государствам, включая Россию и Белоруссию. Не исключаем, что в перспективе предстоит подумать о новой модели отношений в Европе в сфере безопасности, но уже как части общеевразийской архитектуры.
В завершение хотел бы подчеркнуть, что рассматриваем формирование равной и неделимой евразийской безопасности как объективный исторический процесс, способствующий суверенному развитию стран-участниц. Согласование общеприемлемых гарантий безопасности, в том числе от внешних угроз, исходящих извне Евразийского континента, позволит сделать наше общее пространство свободным от конфликтов и благоприятным для взаимовыгодного, продуктивного сотрудничества.
Приветствую тот факт, что Минский форум уже устоялся как ежегодное мероприятие. Желаю всем нам успешной работы.
mid.ru
Ключевые слова: МИД РФ Сергей Лавров
