За запуск беспилотника москвичам прилетит штраф 50 тысяч рублей
Жители и гости столицы, которые будут запускать беспилотники, например квадрокоптеры с камерами или авиамодели, в период подготовки ко Дню Победы, рискуют получить штраф до 50 тысяч рублей, а их аппараты могут уничтожить сотрудники правоохранительных органов. С таким предупреждением в понедельник, 5 мая, выступило Главное управление МВД России по Москве. Какие правила будут действовать в столице в отношении частных беспилотников в ближайшие дни и какие запреты существуют в других регионах — рассказывает «Парламентская газета».
Какие правила действуют в Москве?Напомним: согласно сообщению, опубликованному на официальном сайте ведомства, Москва является бесполетной зоной для всех видов летательных аппаратов.
«В период подготовки масштабных праздничных мероприятий в городе Москве, посвященных 80-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., полицейскими усилена работа по пресечению незаконных полетов всех беспилотных летательных аппаратов, включая коптеры, дроны, авиамодели и другие, — говорится в публикации. — В соответствии с законодательством сотрудники полиции вправе пресекать путем уничтожения полет любых беспилотных воздушных аппаратов в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан. В соответствии с положениями Закона «О полиции» в отношении таких устройств разрешено применение оружия».
Также в ГУ МВД порекомендовали сообщать обо всех случаях несанкционированного запуска беспилотников — сделать это можно по телефону 102.
Как обстоят дела в других регионах?На сегодняшний день в России запрет на запуск беспилотных летательных аппаратов действует более чем в 70 регионах. Причем как расположенных непосредственно в зоне боевых действий или относительно рядом с ней, как, к примеру, Курская и Белгородская области, так и в достаточно отдаленных, таких как Республика Бурятия. Во многих регионах запреты ввели еще в 2022 году — во исполнение указа президента «О мерах, осуществляемых в регионах… для усиления охраны общественного порядка и общественной безопасности». Он, напомним, делил регионы по «уровням реагирования», каждый из которых предусматривал свою степень потенциальной угрозы и свой комплекс мер по защите людей и стратегических объектов.
Степень «жесткости» запрета также разнится. В большинстве регионов запрещены любые полеты БПЛА — за исключением аппаратов, принадлежащих государственным службам и органам местного самоуправления. Это могут быть, к примеру, беспилотники, предназначенные для проведения аэрофотосъемки для геодезических работ или поисковые беспилотники МЧС, предназначенные для поиска заблудившихся людей. При этом исключений для частных устройств не делается никаких — не важно, имеется в виду квадрокоптер с камерой для съемки массовых мероприятий или учебная модель. Такой практики придерживаются, в частности, Пермский край, Республика Адыгея, Республика Бурятия, Республика Марий Эл, Курская и Белгородская области, Оренбургская область, Пензенская область и другие.
В то же время в ряде регионов полеты частных беспилотников разрешены, но для их проведения требуется обязательное согласование времени, маршрута и цели полета с региональным оперативным штабом. К таким регионам относятся Орловская область, Республика Башкортостан, Тамбовская область, Ульяновская область, Челябинская область.
Наконец, некоторые регионы запретов на полеты беспилотников не вводили вообще. В основном это касается отдаленных территорий. Так, запускать частные дроны и квадрокоптеры можно в Новосибирской области, Республике Коми, Республике Саха (Якутия), в Калининградской области. Однако даже в этих регионах действуют некоторые ограничения. Так, например, в Новосибирской области дроны могут летать не выше 150 метров над землей и только в светлое время суток. А в Республике Коми их запрещено запускать над промышленными объектами.
Также следует отметить, что некоторые регионы ко Дню Победы ужесточили запреты. Так, к примеру, поступила администрация Томска: еще на прошлой неделе там сообщили, что в местах проведения массовых мероприятий сотрудники правоохранительных органов будут пресекать любые попытки запустить дрон или коптер.
Что грозит за нарушение запрета?Во всех регионах, где полеты БПЛА официально запрещены, за нарушение запрета предусмотрена ответственность по статье 11.4 Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение правил использования воздушного пространства». Она гласит:
Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 тысяч до 150 тысяч рублей; на должностных лиц — от 100 тысяч до 150 тысяч рублей; на юридических лиц — от 250 тысяч до 300 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на должностных лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; на юридических лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток». Могут ли ужесточить ответственность?Отметим, к слову, что еще в прошлом году ряд депутатов Госдумы предлагали унифицировать ответственность за запуск беспилотников в тех регионах, где он строго запрещен, и повысить ее с административной до уголовной. Однако, как сообщил «Парламентской газете» заместитель председателя думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев, на данный момент такая мера представляется избыточной.
«Доказать злой умысел по одному лишь факту подъема летательного аппарата в воздух крайне сложно, — отметил парламентарий. — Человек ведь мог и на самом деле не иметь в виду ничего противозаконного, а просто, скажем, не знать о действующем запрете. Тем не менее за это уже предусмотрен административный штраф и притом немаленький. Если же беспилотник, скажем, куда-то ненароком попадет и что-то повредит или сломает — это уже будет совершенно другой эпизод и классифицироваться он будет иначе в зависимости от тяжести последствий. И вот здесь уже действительно может дойти и до уголовной ответственности, если эти самые последствия будут достаточно тяжелыми и серьезными».