Заседание Совета по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов России
Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл заседание Совета по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов России.

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Завтра День русского языка, Пушкинский день России. Поздравляю с наступающим праздником вас и всех наших филологов, русистов, славистов, преподавателей русского языка и литературы, всех, кто любит, ценит и бережёт родное слово, гордится тем, что мыслит, говорит на одном из самых образных, богатых и выразительных языков мира – языке, который объединяет многонациональный народ России, отражает наши духовно-нравственные традиции, культуру и самобытность.
На состоявшемся в ноябре прошлого года заседании Совета мы приняли решение о разработке основ государственной языковой политики. Этот документ призван обеспечить развитие и защиту русского языка как государственного языка России и как ключевой опоры, доминанты общероссийской гражданской идентичности, создать дополнительные условия для сохранения и поддержки языков всех народов России и языкового многообразия, которые являются национальным достоянием и историко-культурным наследием нашей страны.
И конечно, предстоит серьёзно работать на укрепление позиций русского языка и значимости России в мировом гуманитарном пространстве.
Знаю, что проект основ уже подготовлен. Сегодня Елена Александровна Ямпольская об этом подробно расскажет.
Подчеркну, что среди основных задач государственной языковой политики – повышение качества преподавания русского языка на всех уровнях общего и профессионального образования, а также внедрение единой сбалансированной методологии преподавания русского языка и литературы в школах, создание на её основе единой линейки школьных учебников и учебных пособий.
Принципиально важно последовательно избавляться от вульгарных и механических иностранных заимствований, которые не обогащают, а, напротив, засоряют, коверкают наш язык. Тем более если те или иные термины давно имеют аналоги в русском языке. Да и в общественном пространстве следует использовать наш исторический алфавит – кириллицу, а не «кашу» из латиницы и других символов. Наши писатели-классики ещё в ХIХ веке иронизировали над таким подражательством.
Безусловно, реализация основ должна способствовать улучшению владения русским языком и росту интереса к чтению. Книга – это неотъемлемая часть воспитательного процесса и семейных традиций. И книги для детей, которые открывают путь в мир большой, классической литературы с её высокими нравственными ценностями, должны быть доступны каждому.
В этой связи по аналогии с Пушкинской картой, которая даёт возможность школьникам посещать музеи, театры, кино, выставки, предлагаю с 2026 года запустить программу «Детская книжная карта». Такие карты с номиналом в три тысячи рублей получат семьи, в которых растут дошкольники в возрасте от трёх до шести лет. Подчеркну: карту будет получать каждый ребёнок по достижении им трёх лет – что очень важно для многодетных семей.
Давайте сегодня вместе подумаем, как эта карта могла бы называться.
Добавлю, что издания, которые можно будет приобрести с помощью детской книжной карты, должны отбираться признанными экспертами: известными литераторами, детскими психологами, специалистами дошкольного образования и воспитания. А издательствам, решившим участвовать в программе, надо будет ориентироваться на разумные ценовые параметры, чтобы номинала одной карты хватало на покупку не менее десяти книг.
Уважаемые коллеги, на прошлом заседании мы говорили о правовом обеспечении языковой политики. Было дано поручение разработать новый закон о языках народов Российской Федерации, включающий официальный, государственный реестр этих языков.
Я прошу не затягивать работу. Речь о сбережении и дальнейшем развитии языков народов России, о возможности их системной поддержки со стороны государства, о защите общего языкового пространства нашей страны.
Кроме того, предлагаю учредить День языков народов России и отмечать его ежегодно 8 сентября – в день рождения Расула Гамзатова. Автор легендарных «Журавлей», он считал родными два языка: аварский, на котором творил, и русский, благодаря которому его произведения обрели мировую славу.
Уважаемые коллеги, одним из самых действенных инструментов продвижения русского языка и литературы и у нас в стране, и в мире является широкое и содержательное празднование памятных дат, связанных с гениями отечественной словесности.
Так, прошедший, 2024 год был посвящён Пушкину. Нынешний – Сергею Есенину: в октябре исполнится 130 лет со дня его рождения. Началась подготовка и к 200-летнему юбилею Льва Николаевича Толстого, который мы отметим через три года.
А ещё в 2028 году исполнится 225 лет со дня рождения Фёдора Ивановича Тютчева. Мы часто его цитируем: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…» Но его наследие выходит далеко за рамки стихотворных форм. Публицист, государственный и политический деятель, дипломат, Тютчев был истинным патриотом, человеком образованным, широко мыслящим, мудрым. Обращаясь в одной из своих работ к европейцам – это была работа об отношениях России и Германии, но, по сути, он обращался ко всем европейцам, – он писал: Россия готова уважать вашу историческую законность, но и вы со своей стороны научитесь уважать нас в нашем единстве и силе.
Учитывая огромный вклад Фёдора Тютчева в нашу культуру, словесность, историю, философию, будет правильно достойно отметить его юбилей. Я прошу коллег из Администрации Президента, из Правительства подготовить проект соответствующего указа.
Уважаемые коллеги, рассчитываю, что сегодня будут представлены дополнительные предложения по продвижению и популяризации русского языка, в том числе на наших исторических территориях – на Донбассе и в Новороссии.
Кроме того, считаю необходимым продолжить обсуждение темы обновления фондов школьных и детских библиотек. И, как уже отмечал, поговорим о том, как продвигается работа по созданию единой государственной линейки учебников по русскому языку и литературе.
Пожалуйста, я передаю слово Елене Александровне Ямпольской.
Е.Ямпольская: Спасибо огромное.
Уважаемый Владимир Владимирович!
В своем выступлении на Параде в ознаменование 80-й годовщины Великой Победы Вы сказали: «Наши отцы, деды и прадеды спасли Отечество. И завещали нам защищать Родину, быть сплоченными, твердо отстаивать свои национальные интересы, нашу тысячелетнюю историю, культуру, традиционные ценности. Всё, что нам дорого и что свято для нас».
К таким безусловным для каждого гражданина России ценностям и святыням относится и русский язык. Мы старались исходить из этого, Владимир Владимирович, работая над проектом Основ государственной языковой политики.
Проект документа нами совместно с коллегами из Правительства, а также из Аппарата Совета Безопасности Российской Федерации подготовлен. Он согласован со всеми профильными ведомствами. Я надеюсь, что этот документ отвечает тем высоким требованиям, о которых Вы сейчас сказали. Разрешите, уважаемый Владимир Владимирович, в ближайшее время передать Dам проект Основ государственной языковой политики на Ваше решение.
Огромное спасибо за предложение учредить День языков народов России. Замечательно, что мы говорим об этом в канун Дня русского языка. Нет сомнений, что появление в государственном календаре еще и такого праздника придаст, конечно, новый импульс развитию литератур на языках наших народов, нашей великолепной переводческой школы, будет способствовать еще большему взаимообогащению самобытных национальных культур, которыми так богата наша Россия.
И конечно, нет слов, чтобы поблагодарить Вас, Владимир Владимирович, от всей души за решение о запуске социальной программы «Детская книжная карта». Это действительно событие. Я сама каждый вечер читаю дочке и знаю, как это объединяет, как благотворно воздействует на развитие ребенка, его речи, фантазии и творческих способностей. Очень бы хотелось, чтобы теплая русская традиция семейного чтения вернулась в каждый дом.
Я даже недавно размечталась: если бы у нас на федеральных каналах примерно в половине девятого вечера трансляция прерывалась бы буквально пятисекундным напоминанием: «Почитайте своим детям». Это же такая уникальная, теплая картинка, когда у тебя за плечом посапывает малыш, а в полумраке комнаты разносится «У лукоморья дуб зеленый…», или «Усатый-полосатый», или народная сказка. Правда, я боюсь, что такой социальной рекламы никогда не будет, потому что некоторое количество зрителей действительно выключило бы телевизор и пошло бы читать.
Очень важно, что издания, которые могут быть приобретены на средства этой карты, останутся в семье. А на каждого последующего ребенка, как Вы говорите, будет выдаваться такая же карта по достижении трехлетнего возраста. И таким образом получится, что в семьях, особенно в многодетных семьях, постепенно сложится целая домашняя детская библиотека, побуждающая к семейному чтению.
Я уже имела честь Вам докладывать, уважаемый Владимир Владимирович о том, что при Российском книжном союзе появился экспертный совет по детской книге. Коллеги мне предложили его возглавить. Первое рабочее заседание совета уже состоялось, и полагаю, что в том числе и этот совет – а состав его, конечно, будет расширяться – может и должен заниматься экспертизой тех книг, которые можно будет приобрести на средства детской книжной карты.
Вы абсолютно правы, когда говорите, что эти книги должны быть безупречными и с художественной, и с нравственной точки зрения. И конечно, совершенно справедливое замечание, мне кажется, о встречных обязательствах, которые следует взять на себя книгоиздателю.
Более того, я уверена, что такая карта, детская книжная карта, станет отличным стимулом развития для наших многочисленных региональных издательств.
А что касается названия, осмелюсь предложить: может быть, «Золотой ключик»? Золотой ключик, которым открывается для ребенка дверь в мир большой литературы. Как вариант – вот такое предложение.
Важнейшая тема – наследие Федора Ивановича Тютчева. Думаю, от имени коллег по Совету могу выразить нашу всеобщую радость по поводу того, что эта памятная дата не останется незамеченной на государственном уровне.
Вы справедливо напоминаете о том, как велик вклад Федора Ивановича не только в русскую литературу, но вообще в развитие русской мысли, а также в укрепление международных связей России.
Его жизненный путь свидетельствует о том, что можно быть одновременно и поэтом, и чиновником, и лириком, и публицистом. Он вообще творец, который не противопоставляет себя государству, а сам с полной ответственностью несет тяготы государственной службы, а именно так прожил свою жизнь Федор Иванович Тютчев. Это очень важный, на мой взгляд, пример для творческой молодежи сегодня. Уверена, что все исследователи и хранители наследия Тютчева, кто смотрит сейчас нашу трансляцию, уже бросились составлять предложения в план будущих юбилейных мероприятий.
Кроме этого, наверное, не надо забывать, что Федор Иванович был очень ярким, живым человеком, и вся его биография – от эвакуации ребенком из осажденной Москвы в августе 1812 года до его личной жизни, полной страстей и драматизма, – мне кажется, могла бы стать основой для очень интересного художественного фильма, возможно, многосерийного. Пока за всю историю отечественного кинематографа ни одной игровой ленты, посвященной Тютчеву, до сих пор не снято.
Уважаемый Владимир Владимирович, позвольте кратко доложить про исполнение отдельных Ваших поручений, данных по итогам предыдущего заседания Совета.
Поручения стали для нас отличной навигацией, мы стараемся продвигаться быстро и качественно.
Полным ходом идет работа над единой государственной линейкой учебников по русскому языку и литературе. Мы поставили перед собой два главных вопроса. Первый: для кого мы делаем учебники? Кто он, ученик, который сегодня садится за парту? Какой он? Как мы можем завоевать его доверие? Учебники, конечно, должны наследовать лучшим отечественным традициям, но при этом быть в лучшем смысле этого слова современными.
Ясно, что речь не о том, чтобы поменять «Мама мыла раму» на «Мама мыла «Алису». Все гораздо сложнее и тоньше. Но когда мы в 5-м классе предлагаем детям выучить поговорку „Не учась и лаптя не с плетешь“, я не уверена, что подобную мотивацию к учебе можно считать достаточной.
Мы обратились, Владимир Владимирович, к нашим современным отечественным авторам, пишущим для детей. Пусть они попробуют свои силы в текстах для учебников по русскому языку. Чтобы все, что предлагается ученикам в качестве примеров, заданий, упражнений, несло в себе смыслы и ценности, выходящие за пределы безударных гласных.
И второй главный вопрос. Ради чего мы делаем учебники? Какого человека, какого гражданина мы надеемся вырастить при помощи родного слова? Умение отличать метафору от гиперболы, ямб от хорея – это очень важно. Но в первую очередь, нам кажется, надо научить юного человека отличать добро от зла.
Вы помните, что нам с вами когда-то преподавали классовый подход к литературе: «разбудил декабристов», «зеркало революции», «Пушкин недопонял», «Некрасов боролся с уродливыми проявлениями крепостничества». Спора нет, крепостничество – оно, конечно, уродливо. Но, может быть, мы для целостности картины расскажем, как жили в то же самое время свободные рабочие в Англии? Тот же самый Тютчев цитировал непредвзятое мнение, что в Соединенном Королевстве существует по крайней мере миллион людей, которые много бы выиграли, если бы их сослали в Сибирь.
Наш с коллегами подход, уважаемые коллеги, уважаемый Владимир Владимирович, можно назвать патриотическим.
Продолжение следует.