Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам

Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам

Владимир Путин провёл в режиме видеоконференции заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.

На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.

Основная тема – запуск новых национальных проектов, направленных на достижение национальных целей развития России на период до 2030 года и перспективу до 2036 года.

* * *

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

В 2025 году стартовали новые национальные проекты. По сути, это ключевые, базовые инструменты созидания, формирования будущего страны. Они консолидируют усилия всех уровней власти, предпринимательских и научных кругов, наших институтов развития, общественных объединений по достижению национальных целей.

Напомню, что эти цели просчитаны на горизонте до 2030 года и на перспективу до 2036 года, установлены в таких сферах, как демография, экология и повышение благополучия граждан, улучшение делового климата и создание условий для самореализации каждого человека, цифровизация управленческих процессов, государственных сервисов, сферы услуг и так далее.

Конечно, большая, системная работа в рамках нацпроектов ведётся не с чистого листа. По итогам предыдущих нацпроектов даже с учётом непростых внешних условий нам удалось добиться заметных позитивных изменений в жизни страны, сделать многое для уверенного, поступательного развития экономики и социальной сферы, для повышения качества жизни российских семей.

Эти выводы в том числе подтверждает анализ Счётной палаты. Она детально, подробно рассмотрела исполнение нацпроектов с 2019 по 2024 год, подготовила свои оценки и рекомендации, которые, конечно, должны быть учтены Правительством и коллегами в субъектах Федерации.

Уважаемые коллеги, мы проводим заседания нашего Совета дважды в год. Как и договаривались в прошлый раз, в декабре, сегодня мы оценим старт реализации новых национальных проектов, их первые, текущие результаты.

Отмечу, что сейчас, на начальном этапе, важно полностью обеспечить нормативно-правовую базу нацпроектов, создать рамки работы, понятные для всех участников, прежде всего для регионов, муниципалитетов, подрядчиков, исполнителей на местах. И конечно, нужно обеспечить их чётким, ритмичным финансированием.

От того, как решаются эти вопросы, зависят темп и качество нацпроектов, а их, напомню, нужно с самого начала держать на стабильно высоком уровне, не упрощать себе задачи, не снижать планку до удобных, заведомо достижимых параметров, а, наоборот, ставить амбициозные, но при этом, конечно же, адекватные цели и аккумулировать все возможные средства и ресурсы для их уверенного достижения.

В этой связи несколько слов о качестве планирования нацпроектов. По статистике, некоторые показатели, намеченные на 2030 год, уже достигнуты в первом квартале текущего года. И, безусловно, это позитивный результат.

Так, до нового исторического минимума снизилась младенческая смертность. Россия прочно вошла в число стран мира с наиболее эффективной системой защиты здоровья новорождённых.

Или другой показатель: доля семей, которые получают меры поддержки на детей, что называется, проактивно, то есть без заполнения заявлений, подачи обращений и так далее, – так вот эта доля уже вплотную приблизилась к 100 процентам. Хотя даже на 2030 год ориентир был немного скромнее.

С одной стороны, результаты, конечно, радуют, вызывают, думаю, можем сказать это объективно, гордость за специалистов, трудовые коллективы, которые вносят вклад в эту работу. С другой стороны, нам уже сейчас нужно ставить новые цели. Повторю, объективно оценивая свои возможности, но при этом понимая, что мы можем достигать большего.

Есть и другие примеры. Они говорят о том, что нам нужно улучшить качество планирования, о том, что далеко не все факторы своевременно нами учитываются.

Например, стартовал нацпроект по транспортной мобильности. Он реализуется всего несколько месяцев. Правительство предлагает тем не менее пересмотреть его финансирование, а именно: сократить расходы в текущем году, финансирование нацпроекта по средствам производства – тоже подрезать, причём существенно.

Понятно, что причины здесь могут быть разными, они и являются разными, в том числе расходы могут переноситься с текущего года на следующий, и так бывает в текущей работе. В общем-то, если по правде сказать, постоянно бывает. Но возникает и вопрос о качестве того самого планирования, о котором я только что сказал.

При этом подчеркну: речь в данных случаях идёт о национальных проектах, которые призваны укреплять технологический суверенитет. А это такие направления, как авиастроение, робототехника и так далее.

Как уже сказал, текущий год является во многом определяющим для технологического развития России. Важно чётко понимать направления, которые сегодня и в долгосрочной перспективе будут задавать темпы роста, динамику развития отраслей, регионов, всей страны. Нужно зафиксировать те сферы и области, где предстоит обеспечить настоящее глобальное технологическое лидерство компаний, научных центров, предприятий.

Хотел бы обратить внимание: профильные нацпроекты должны быть проектами достижения технологического лидерства не по названию, а по сути. Прошу провести анализ этой работы до подготовки бюджета на следующую трёхлетку.

Кроме того, нужно ориентировать профильные нацпроекты на повышение технологического суверенитета не по отдельным элементам, а по отраслям в целом. Такое поручение тоже уже давалось ранее. Очень прошу доложить о его выполнении в самые короткие сроки.

Что ещё принципиально важно и на самом деле очевидно? Новые технологические решения нельзя готовить, что называется, в стол. Это мы тоже хорошо с вами знаем и много раз об этом говорили. Они должны находить широкое применение, тиражироваться во всех сферах. Главное, чтобы их использование приводило к повышению конкурентоспособности российских товаров и услуг, отечественной экономики в целом. И конечно, помогало делать жизнь наших граждан удобнее и комфортнее.

В этой связи прошу всех коллег в Правительстве держать на личном контроле внедрение новых технологий по своим сферам ответственности. Здесь ключевая задача – гибко настраивать регуляторику, заострять её на экспериментах, обкатке и внедрении перспективных технологий. Прошу коллег ускорить утверждение соответствующих планов.

Этот вопрос особенно важен в развитии, как пример, беспилотных авиационных систем. Что бывает, если мы запаздываем с их освоением, в том числе со средствами противодействия беспилотникам, мы с вами все хорошо знаем.

Отмечу, что за последние годы наши инженеры, конструкторы добились заметного прогресса. Отечественные прототипы и серийные образцы беспилотников были недавно представлены на выставке в Москве. С ними в том числе ознакомились зарубежные лидеры, посетившие Россию в дни празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.

В отдельных сегментах российские беспилотные системы уже являются самыми передовыми в мире, превосходят иностранные аналоги. Иностранцы часть их и копируют. Чтобы нарастить объём и качество работ в области беспилотников, реализуется специальный нацпроект. Мы сегодня его тоже обсудим.

Позиции технологического флагмана предстоит укрепить и нашей ракетно-космической промышленности. Мы гордимся уникальными достижениями советских и российских учёных, космонавтов, всех специалистов космической отрасли. И обязательно будем формировать здесь смелые, долгосрочные планы, задавать горизонт комплексного развития для уверенной работы ракетостроителей, разработчиков космических аппаратов, а также их коллег из смежных секторов.

Профильный «космический» нацпроект подготовлен, его рассмотрение также входит в нашу повестку. Мы не так давно с вами встречались и обо всём этом говорили.

В завершение – ещё одна тема. В декабре прошлого года мы говорили о том, что нужно включить в национальные проекты мероприятия мастер-планов дальневосточных и арктических городов. Знаю, что такая работа ведётся. В ближайшее время Правительство должно утвердить долгосрочные планы развития шестнадцати опорных городов Арктики.

Вместе с тем здесь ещё есть ряд вопросов, которые требуют особого внимания с нашей стороны. Прежде всего они связаны с финансированием. Это естественно, обычно, мы это всё обсуждали. В этой связи считаю возможным поддержать предложение Министерства финансов и поговорить о выделении специального, отдельного лимита именно на реализацию мастер-планов дальневосточных и арктических городов. Он должен поэтапно выйти на уровень не менее пяти процентов от расходов соответствующих госпрограмм в ближайшие шесть лет. Это не потребует дополнительного финансирования в целом. Просто нужно программы посмотреть и нацелить их на развитие именно этого региона, стратегически важного для России.

Давайте начнём. Пожалуйста, слово – Михаилу Владимировичу [Мишустину].

М.Мишустин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Владимир Владимирович, по Вашему поручению с начала этого года Правительство приступило к практической реализации 19 самых, наверное, масштабных в истории нашей страны национальных проектов. Это важнейшие инструменты, которые направлены на достижение утверждённых Вами национальных целей развития до 2030 года и на перспективу до 2036-го, а также на решение ещё целого ряда поставленных Вами в Послании Федеральному Собранию задач по повышению качества жизни граждан и укреплению экономики.

Запланированные мероприятия, их более тысячи, охватывают все ключевые сферы. В проработке поступивших предложений участвовали представители регионов, парламентарии, профильные комитеты Госсовета, предприниматели, экспертное сообщество. Такой подход позволяет учесть интересы людей, которые проживают в самых разных уголках нашей страны.

На выполнение национальных проектов в течение ближайших шести лет предусмотрено свыше 53 триллионов рублей, включая 40 триллионов рублей – мы об этом в декабре говорили – из федерального бюджета и, соответственно, внебюджетные источники. Поэтому крайне важно, чтобы в работу включились институты развития. Кассовое исполнение опережает утверждённый график: размер уже выделенных средств превышает 2 триллиона 300 миллиардов рублей, что составляет примерно 39 процентов от годового объёма финансирования.

С момента старта национальных проектов прошло чуть более пяти месяцев. Период, конечно, пока небольшой, но первые итоги уже есть. Также коротко скажу о том, что запланировано реализовать с их помощью.

Один из самых значимых, наверное, для людей – это «Семья» – касается улучшения условий для воспитания детей, получения образования, развития социальной инфраструктуры, а также повышения качества и доступности медицинской помощи для наших маленьких граждан и будущих мам.

За первые четыре месяца было проведено более 26 тысяч полных циклов ЭКО. По состоянию на 1 июня ежемесячное пособие для родителей, которые воспитывают малышей, предоставлено более чем пятью миллионам человек, но с учётом прошлого года это уже более 10 миллионов человек.

Ещё свыше 90 тысяч граждан получили поддержку по так называемому социальному контракту, а материнским капиталом распорядились уже более 800 тысяч семей, порядка 114 тысяч родителей воспользовались семейный ипотекой и программами, которые в послании Федеральному Собранию Вы предложили продлить до 2030 года.

Свыше 50 тысяч многодетных семей получили по 450 тысяч рублей на погашение ипотечного кредита, более 170 тысяч людей старшего возраста и с ограничениями по здоровью уже охвачены системой долговременного ухода в рамках проекта «Продолжительная и активная жизнь».

Возводим также и современную инфраструктуру первичного звена здравоохранения, в том числе в сельских отдалённых территориях откроется дополнительно ещё четыре тысячи отделений медицинской помощи. Для тех, кто нуждается в постоянном уходе, будет введено в эксплуатацию не менее 55 стационарных объектов организаций социального обслуживания.

За первые три месяца этого года для медицинских учреждений приобретено более 1000 транспортных средств, в том числе передвижных мобильных комплексов, в Свердловской, в Челябинской областях созданы ФАПы, также участковые больницы, врачебные амбулатории в Ханты-Мансийском автономном округе. Бесплатными лекарствами обеспечили 900 тысяч пациентов.

Благодаря проекту «Инфраструктура для жизни» планируем модернизировать коммунальную инфраструктуру для 20 миллионов человек, также обновить жилищный фонд не менее чем на 20 процентов.

Серьёзная проблема – это аварийные дома, в которых проживают люди, не имея возможности приобрести другое жильё. Поставлена задача по Вашему поручению расселить более шести миллионов квадратных метров. За четыре месяца 16 тысяч человек уже смогли переехать из ветхого фонда. Здесь мы, конечно, особенно рассчитываем на поддержку руководителей на местах.

В большинстве регионов приступили в этом году к дорожным работам. Приводим в нормативное состояние трассы, которые соединяют отдалённые пункты с областными центрами. В частности, в Амурской области ремонтируется участок магистрали, который связывает Благовещенск с космодромом Восточный и городом Свободный.

По Вашему поручению по всей стране будет построено ещё не менее 150 современных школ и 100 детских садов. Это поможет многим семьям там, где ещё сохраняется нехватка мест. Соответствующие мероприятия запланированы в том числе в рамках национального проекта «Молодёжь и дети». Почти с половиной российских субъектов сегодня Министерством, соответственно, заключены соглашения на создание таких объектов в течение ближайших трёх лет.

В рамках перехода на программу «Профессионалитет» на 1 апреля в неё включены уже свыше трети колледжей страны. Продолжаем строительство кампусов мирового уровня. Крупнейшую программу государственной поддержки университетов «Приоритет-2030» реализуем с фокусом на достижение технологического лидерства, Вы об этом говорили подробно в выступлении.

Ещё об одном национальном проекте – «Экологическое благополучие». Здоровый воздух, чистая вода должны быть доступны всем нашим гражданам. В ряде регионов ситуацию осложняют объекты накопленного вреда. Уже определены первые восемь таких площадок, запускаем по ним работу. Их ликвидация восстановит более 300 гектаров земель, улучшит условия проживания для 150 тысяч человек.

Чтобы обеспечить поступательное движение страны вперёд, нужна сильная экономика. На это нацелен соответствующий проект – «Эффективная и конкурентная экономика». Формируем благоприятный деловой климат, стимулируем рост малого и среднего предпринимательства.

Расширяется инфраструктура промышленных техно- и бизнес-парков. Планируется создать не менее 100 таких центров, 39 регионов уже представили 87 проектов. Действуют, соответственно, и меры помощи. С начала года объём так называемых зонтичных поручительств составил свыше 35 миллиардов рублей, а закупки крупнейших заказчиков у субъектов МСП за пять месяцев превысили три триллиона рублей.

Для наращивания торговли с зарубежными партнёрами реализуется проект «Международная кооперация и экспорт», он предусматривает сквозную поддержку российских компаний. В текущем году направили на льготное кредитование экспортёров сельхозпродукции порядка 15 миллиардов рублей, что позволит производителям увеличивать объёмы изготовления и поставки сырья и продовольствия.

В условиях санкций и изменения основных маршрутов движения товаров продолжаем организовывать новую логистику. Для этого развиваем инфраструктуру международных коридоров в направлении дружественных государств в рамках проекта «Эффективная транспортная система», которая крайне важна и для расширения возможностей поездок по стране.

Рост интереса к путешествиям в России привёл в том числе к усилению роли воздушного сообщения, которое должно функционировать без сбоев. С начала текущего года уже введены в эксплуатацию четыре новых терминала: в Новокузнецке, в Тюмени, в Петропавловске-Камчатском и в Минеральных Водах. Все они уже принимают рейсы, и такая работа будет продолжена.

Чтобы повысить безопасность перелётов, комфорт пассажиров, модернизируем не менее 75 аэродромных комплексов. Вы такую задачу поставили к 2030 году, следим за её выполнением. Одновременно создаём удобное средство размещения. Благодаря нацпроекту «Туризм и гостеприимство» появится ещё около 80 тысяч гостиничных номеров.

Для стимулирования предпринимателей приняли важное решение продлить – мы Вам докладывали подробно, Владимир Владимирович, – до 2030 года право на применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость для отелей, для иных объектов для путешественников.

Для эффективной работы и комфортного отдыха сегодня нужно обеспечить надёжный широкополосный доступ к сети «Интернет». Эту задачу решаем в рамках проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», в котором для такой цели в том числе предусмотрено создание низкоорбитальной спутниковой группировки.

В числе других приоритетов проведение исследований в области искусственного интеллекта – его внедрение, улучшение взаимодействия граждан и государства. Мы продолжим масштабирование сервисов и услуг в электронном виде, в электронной форме.

Ну и, безусловно, одна из главных задач нацпроекта «Кадры» – это обеспечение секторов экономики квалифицированными специалистами. На сегодня уже актуализировали прогноз потребностей отраслей в сотрудниках на пятилетний период. Сейчас объединяем усилия ведущих образовательных организаций и предприятий, внедряем во всех регионах единый стандарт взаимодействия службы занятости с гражданами и работодателями.

Все национальные проекты крайне важны для нашей страны, но при этом особая миссия возложена на восемь проектов технологического лидерства. Они укрепляют независимость России в критически значимых сферах, способствуют ускоренному созданию прорывных решений, внедрению отечественных разработок, наращиванию выпуска наукоёмкой продукции.

Вы приводили пример: в их число входит проект «Беспилотные авиационные системы». Вот по итогам прошлого года он показал уровень достижения близкий к 100 процентам, что стало возможным благодаря объединению усилий частного бизнеса, государственных корпораций, научных организаций. В ближайшие шесть лет на его выполнение направим четверть триллиона рублей, и средства пойдут на становление, по сути, новой отрасли. Сегодня Виталий Геннадьевич Савельев, куратор этого проекта, подробно расскажет о его реализации.

Теперь о развитии технологического лидерства, о развитии космической деятельности. Доработка его завершена, я Вам это докладывал, Владимир Владимирович. В его основе переход к сервисной модели, что подразумевает предоставление пусковых услуг под ключ, управление орбитальным движением, другие возможности при активной роли частных компаний с опытом и с надёжной репутацией.

На мероприятие обновлённого нацпроекта по космосу предлагается выделить из федерального бюджета около 4 триллионов 400 миллиардов рублей до 2036 года, в том числе 1 триллион 700 миллиардов в течение ближайших шести лет.

На финальном этапе формирования сейчас находится девятый проект технологического лидерства, который посвящён развитию биоэкономики. Он направлен на снижение зависимости от импорта критически важных компонентов для повышения эффективности использования ресурсного потенциала нашей страны. Мы будем создавать конкурентоспособные производства. Цель – выйти в лидеры мирового рынка биотехнологий.

Денис Валентинович Мантуров по двум этим проектам более подробно доложит.

В целом уже в текущем году в ходе реализации восьми нацпроектов технологического лидерства будут созданы восемь клинических баз для отработки новых медицинских технологий, клинических исследований, лекарственных препаратов, испытаний медизделий, два центра инженерных разработок по новым материалам и химии и две площадки для опытно-промышленного производства и масштабирования технологий. А на базе университета «Иннополис» будет развёрнут центр промышленной робототехники.

Это, конечно, лишь часть большой работы, которая будет проведена для укрепления технологического суверенитета страны. Здесь также хотел бы сказать, что элементы, связанные с бюджетным планированием, Вы как раз упомянули, Владимир Владимирович, о возможных вариантах, в том числе и сокращение бюджета, ни в коем случае не должны затрагивать соответствующие маркеры и коэффициенты, которые были поставлены как показатели эффективности. Они декомпозированы на работу.

Здесь вопрос идёт о бюджетной сбалансированности и в том числе о планировании по годам. И я думаю, что в понедельник на Правительстве мы детально обсудим в том числе все элементы, связанные с финансированием таких проектов. Важно, что расширение собственных линий разработки позволит нам нарастить номенклатуру и количество отечественных высокотехнологичных товаров и услуг. Такая цель была обозначена Вами в Послании Федеральному Собранию.

Уважаемый Владимир Владимирович, все задачи, которые поставлены в нацпроектах, предельно конкретные, они чётко описывают результаты, которые увидят люди на улицах, в районах, где они живут, в городах, в регионах. Это и современные поликлиники, больницы, детские сады, школы, аэропорты, новые дороги, коммунальная, другая инфраструктура и, соответственно, технологические решения, и те как раз проекты, о которых мы говорили, направленные на достижение национального суверенитета в области технологий и промышленности.

Чтобы оперативно реагировать на ход их исполнения, отлажена система обратной связи, о которой Вы всегда говорите, Правительство ежедневно получает её из разных источников, в том числе и об отношении жителей к тем инициативам, которые реализуются, о направлениях, которые требуют дополнительного внимания, и о возможной точечной донастройке нацпроектов.

Для объективной оценки результатов усовершенствовали инструменты мониторинга, разработан и утверждён единый план по достижению наццелей, продолжается его цифровизация. Особое внимание уделяем операционным рискам, смотрим на своевременное выполнение всех контрольных точек по мероприятиям, в том числе по выделению средств, проведению экспертиз, конкурсов, отборов и по заключению контрактов и соблюдению графиков и этапов работ.

Отдельно хочу в заключение отметить: чтобы поддерживать высокие темпы исполнения нацпроектов, конечно, российским субъектам нужно заранее понимать, на какие ресурсы они могут рассчитывать в следующем бюджетном цикле. Мы как раз об этом с Сергеем Семёновичем сейчас подробно говорили. Для этого Правительством подготовлена и внесена в Госдуму законодательная инициатива, она предусматривает распределение соответствующих трансфертов в регионы не позднее 20-х чисел августа.

Доклад окончен.

В.Путин: Спасибо.

Уважаемые коллеги, предоставлю слово нескольким нашим коллегам, которые и здесь находятся, и находятся на связи. А потом, если будет необходимость, предоставлю слово тому, кто пожелает пообсуждать все затронутые вопросы.

Сейчас слово Собянину Сергею Семёновичу как председателю комиссии Госсовета по государственному и муниципальному управлению. Пожалуйста.

С.Собянин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

По итогам предыдущего заседания Совета Вы, уважаемый Владимир Владимирович, дали ряд важных поручений по повышению эффективности реализации национальных проектов. Разрешите доложить о ходе их выполнения.

Первое – в кратчайшие сроки, по Вашему поручению до конца декабря предыдущего года, – буквально за несколько недель – была завершена работа и подписаны все соглашения с субъектами Российской Федерации. Также была проведена корректировка методик расчёта показателей национальных и федеральных проектов. Огромная, большая, важная работа.

Правительством России внесены необходимые изменения в единые методологические рекомендации по проектной деятельности. Таким образом, все регионы страны получили возможность приступить к реализации мероприятий новых нацпроектов уже с января 2025 года.

Если сравнивать предыдущую волну, 2019 года, то мы начинали это достаточно сложно: в течение всего года отдельными проектами, и взаимодействие было основано на бумажной переписке, волоките. Потому что было начало вообще такого процесса. Сегодня ситуация значительно лучше с точки зрения технологий выполнения, сроков, подходов и так далее.

Решён и ряд организационных вопросов. В частности, коллеги, мои коллеги, обращались с просьбой, чтобы им давали больше времени для рассмотрения национальных проектов. Это предложение от комиссий и от отдельных субъектов. Такие решения были приняты, и сегодня, по крайней мере, достигнут компромисс в этом отношении с ведомствами. Вместе с тем по ряду поручений мы продолжаем совместную работу комиссий Госсовета, Правительства Российской Федерации, Минфина и профильных органов исполнительной власти.

В мае – то, что сейчас Михаил Владимирович сказал, – в Государственной Думе был принят в первом чтении правительственный закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс. Предлагается закрепить в нём правило, согласно которому объёмы софинансирования мероприятий нацпроектов доводятся до регионов не позднее августа предшествующего года. Для чего это делается? Это позволяет регионам в плановом порядке сформировать свои бюджеты, скоординировать их с нацпроектами и тем самым более эффективно решать задачи нацпроектов.

Поскольку август уже не за горами, большая просьба дать поручение ускорить прохождение этого законопроекта в Государственной Думе и, самое главное, после его принятия сделать так, чтобы он незамедлительно вступил уже в этом году в силу. То есть объёмы финансирования мероприятий нацпроектов на 2026 год уже довести до регионов в августе этого года. Министерство финансов таким образом и работает, по факту уже работает, и я думаю, что это вполне возможно сделать.

Следующий вопрос. Правительство приняло Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года. Конечно, было бы правильно национальные проекты координировать со Стратегией пространственного развития. Это важная, достаточно сложная работа.

В общем, сейчас уже на финальной стадии доработка плана по реализации Стратегии и синхронизация её с национальными проектами. Необходимо до конца этого года провести эту крайне важную работу, чтобы в 2026 году двигаться уже полностью синхронно, скоординированно со Стратегией пространственного развития нашей страны.

Подготовлены показатели и подведены оценки эффективности деятельности высших должностных лиц. Тоже достаточно сложные документы. Мы провели целый ряд совещаний в Администрации Президента, с Правительством Российской Федерации. Все эти вопросы решены.

В целом за последние полгода удалось решить большинство поставленных Вами, уважаемый Владимир Владимирович, задач. Так что мы уверены, что цели новых национальных проектов будут успешно достигнуты. Работа сложная, напряжённая, но вполне реальная.

Спасибо, Владимир Владимирович.

В.Путин: Благодарю Вас. Спасибо.

Игорь Иванович Шувалов, пожалуйста.

И.Шувалов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета!

Также разрешите доложить о том, что удалось сделать за полгода. С декабря, когда запускали национальный проект, Вы поставили определённые задачи перед ВЭБом и другими организациями развития. Вы, Владимир Владимирович, сказали, что мы обязаны представить лучшую эффективность, используя свой капитал, и полностью встроиться в работу по федеральным проектам по достижению национальных целей развития.

Для этого в Правительстве Российской Федерации была рассмотрена стратегия группы развития, мы защищали её в Координационном центре, Михаил Владимирович проводил это мероприятие, присутствовали члены Правительства, представители бизнеса и организаций развития. И после доработки наблюдательным советом «ВЭБ.РФ» была утверждена Стратегия до 2030 года.

По итогам работы к 2030 году наши обязательства вместе со всеми организациями, которые входят в пояс координации, – предоставить помощь проектам в размере до 30 триллионов рублей.

В настоящий момент мы обладаем необходимым капиталом для того, чтобы эту работу начать, мы её начинаем. Но в обозримом будущем нам серьёзно придётся договориться о том, какие источники капитала мы будем использовать.

Вы также, Владимир Владимирович, поставили задачу, что для лучшей координации работы должна быть образована специальная рабочая группа при Совете. Такую работу мы провели совместно с Администрацией Президента и Правительством Российской Федерации. Вы подписали соответствующий указ и распоряжение Президента. Определены полномочия этой группы, состав и те организации, которые в эту группу входят.

Также должен сказать, что помимо привычной работы на федеральном уровне с организациями развития теперь нашей задачей является: активная работа с другими организациями с государственным капиталом, также с частным бизнесом, поддерживать частную инициативу, и отдельный большой сегмент нашей работы – по поддержке работы региональных организаций развития и региональных инициатив по развитию малого, среднего бизнеса, крупных инвестиционных проектов. Так что эта работа запущена. Мы приступили в новом формате и полностью включены в федеральные и национальные проекты.

Владимир Владимирович, для того чтобы вести разговор о дополнительном капитале, мы, конечно, понимаем свою ответственность по абсолютной прозрачности для финансовых властей, в целом для рынка, с тем чтобы обеспечить финансовую стабильность. И мы развиваем постоянный диалог с Министерством финансов, Министерством экономического развития и с Центральным банком Российской Федерации.

Мы понимаем, что сейчас ведётся в Правительстве серьёзная работа по тому, как дать нам больше возможностей по работе. Кстати, должен Вам сказать, что мы обладаем одинаковыми экспертными данными – Центральный банк, Правительство и организации развития – по роли в национальных экономиках. И в настоящий момент наш совокупный портфель, наши активы к ВВП страны всего 2,5 процента. Если посмотреть на данные, которыми мы обладаем, то, например, организации развития в Китайской Народной Республике и в ФРГ этот совокупный объём активов – 14 процентов.

Но мы понимаем, что просто запрашивать капитал поддержкой из федерального бюджета сегодня неразумно. Мы рассматриваем самые разные варианты. Скорее всего, этот диалог потребует изменения регуляторной базы, для того чтобы мы были более прозрачны для Центрального банка. Этот диалог также, как я сказал, ведётся.

Были проведены серьёзные проверки со стороны Федерального казначейства, Счётной палаты, Генеральной прокуратуры. Рассматриваем итоги этой работы, для того чтобы упрочить своё положение и статус и отработать замечания, которые мы получили в ходе этих проверок, для того чтобы серьёзно отнестись к необходимости пополнения капитала.

Для того чтобы эту работу проводить, мы, наверное, будем докладывать на заседании комитета или Совета по финансовой стабильности. Это организация, которая включает в себя и членов Правительства, и представителей Центрального банка, и Администрации Президента. И при вот этом диалоге с этим органом, обеспечивая, безусловно, финансовую стабильность и не создавая никаких дополнительных рисков для финансовой системы, мы понимаем, что в целом наш портфель должен расти. И в тех объёмах, о которых только что говорил Михаил Владимирович, мы готовы в полном объёме обеспечить привлечение внебюджетных источников для выполнения национальных целей.

Спасибо.

В.Путин: Благодарю Вас.

Михаил Михайлович Кузнецов, пожалуйста.

М.Кузнецов: Уважаемый Владимир Владимирович!

Опросы «Народного фронта» показывают, что население наиболее информировано о следующих национальных проектах: «Семья» – 62 процента информированных, «Продолжительная и активная жизнь» – 50 процентов, «Молодёжь и дети» – 45 процентов и «Инфраструктура для жизни» – 45 процентов.

Среди сфер жизни, в которых отмечают наши граждане наиболее заметные изменения к лучшему, – «Цифровизация госуслуг», это абсолютный лидер, отмечает 61 процент населения, рост по сравнению с прошлым годом аж на 17 пунктов. «Благоустройство городской среды» – 52 процента отмечают изменения к лучшему, рост на 12 пунктов, и «Общественный транспорт» – рост на 11 пунктов к прошлому году. Меньше всего изменений люди видят в доступности жилья, в поддержке предпринимательства и охране окружающей среды.

В этот раз мы дополнительно задали вопрос представителям территориального общественного самоуправления про препятствия в достижении целей национального развития и реализации нацпроектов. На первом месте – высокая бюрократическая нагрузка на госслужащих, на втором – недостаточная вовлечённость людей в реализацию нацпроектов.

Что особенно важно? 90 процентов опрошенных выразили готовность принять участие в решении задач национальных проектов. Мы видим в этом возможность опережающего достижения показателей. Есть явно потенциал внутри системы управления с опорой на активное участие людей. Приведу несколько примеров.

Национальный проект «Семья». Уважаемый Владимир Владимирович, как Вы сказали на заседании Госсовета по семье в конце прошлого года, достижение целей нацпроекта невозможно без изменения культуры отношений в семье. Сейчас, по нашим опросам, 40 процентов жителей полагают, что их намерение родить третьего ребенка не получит поддержки у родных, друзей и коллег, а 43 процента женщин уверены, что работодатель не пойдёт им навстречу в период беременности и будет против гибкого графика работы с маленьким ребёнком. Изменение таких установок невозможно без широкого гражданского участия.

Благодаря Вашему решению, Владимир Владимирович, мы ведём совместную работу на площадке Совета Федерации под руководством Валентины Ивановны Матвиенко в этой части. И есть первые маленькие победы. Например, «Российские железные дороги» доработали сервис приобретения билетов. Теперь члены одной многодетной семьи могут купить билеты в одном купе или рядом в плацкарте на востребованные направления. Мы близки к решению вопроса снижения детского тарифа в такси и наличия детского кресла в каждом автомобиле.

Сейчас меры поддержки многодетных семей разрозненны от субъекта к субъекту и не воспринимаются как признание особой роли и высокого общественного статуса. Часть субъектов Российской Федерации уже отказалась от принципа нуждаемости.

Предлагаем разработать единый стандарт, включающий не только меры поддержки для нуждающихся, но и привилегии для многодетных родителей, а лучше на всю жизнь. И это в большинстве случаев не вопрос выделения дополнительных бюджетных средств.

Нацпроект «Продолжительная и активная жизнь». Сфера здравоохранения воспринимается населением в первую очередь через состояние первичного звена. И важнейшим вопросом, который беспокоит граждан, является дефицит узких специалистов в поликлиниках. Эту проблему мы регулярно обсуждаем под руководством Леонида Михайловича Рошаля в «Народном фронте». По данным «Народного фронта», 52 процента пациентов сталкивались с отсутствием необходимого врача или с невозможностью записаться. Чаще всего это невролог, эндокринолог, кардиолог, ЛОР.

Считаем, что существенный потенциал есть в развитии института врачей общей практики, особенно в сельской местности. Две трети опрошенных нами терапевтов готовы дообучаться и совмещать отдельные функции узких специалистов. Пациенты с простыми вопросами будут оперативнее получать помощь и разгружать очередь.

Ещё одним простым решением может стать расширение горизонта электронной записи на специализированную помощь с двух недель, как это сейчас, хотя бы до одного месяца.

Важнейший показатель нацпроекта – это народосбережение. Решение этой задачи исключительно силами систем здравоохранения затруднительно, необходимо изменение отношения граждан к своему здоровью.

По данным Росстата, у нас треть населения не обращаются к врачам в случае болезни, две трети имеют избыточный вес, вредные привычки. Вовлечение населения в заботу о собственном здоровье ведётся неравномерно от субъекта к субъекту. В регионах, где системно реализуются здоровьесберегающие программы, ситуация в положительную сторону меняется значительно быстрее.

Хотелось бы заметить, что здоровьесбережение – это одно из самых востребованных направлений, в котором готовы принимать участие 67 процентов представителей территориального общественного самоуправления. Они готовы проводить профилактические акции, вакцинации, помогать с диспансеризацией, дни здоровья до организации семейных и спортивных клубов.

Национальный проект «Беспилотные авиационные системы». В условиях специальной военной операции беспилотная авиация получила мощный импульс к развитию благодаря десяткам компаний, созданных гражданскими инженерами практически с нуля при поддержке Министерства обороны. Вы говорили об этом, Владимир Владимирович, в Вашем вступительном слове.

Традиционный цикл НИОКР и выход изделий в серию сократился с нескольких лет до нескольких месяцев. За три года поставлены в войска сотни тысяч изделий БПЛА, РЭБ, РЭР, НРТК, произведённых в так называемом народном ОПК. Поддержание и развитие этой отрасли – это всегда гарантированный спрос, его могут обеспечить в том числе экспортные контракты.

Спрос со стороны заграничных стран есть, и на фоне специальной военной операции он только растёт. Малым производителям нужна помощь государства здесь, единый оператор, который возьмёт на себя координирующую функцию. С одной стороны, мы должны не допустить утечки технологий. С другой стороны, очень важно открыть рынки сбыта дружественных стран для отечественных производителей БПЛА, таким образом поддержав их развитие.

Нацпроект «Молодёжь и дети». Целей национального проекта невозможно достичь, если не создать условия работы для учителя. Мы неоднократно поднимали вопрос бюрократической нагрузки на педагогов. Пока эта проблема сохраняется. Хотя Министерством просвещения ведётся большая работа и организована вся законодательная база, 43 процента опрошенных нами в этом году педагогов тратят пока более семи часов в неделю на выполнение задач, которые не относятся к обучению и воспитанию, а 41 процент учителей считают, что уровень бюрократической нагрузки пока не сократился.

На следующей неделе мы собираемся на площадке у Елены Владимировны Шмелёвой в «Сириусе» совместно с Рособрнадзором, с Министерством просвещения и с представителями педагогического сообщества, для того чтобы ещё раз посмотреть на пути решения этой проблемы.

Мы перед сегодняшним совещанием обсуждали с Сергеем Сергеевичем Кравцовым. Он вообще считает, что надо уже прокуратуру просить. Ну, может быть, пока прокуратуру не отправлять к учителям, конечно, а провести совместные проверки. Мы можем вместе посмотреть и попробовать найти здесь решения, которые позволят эту нагрузку снизить.

Уважаемый Владимир Владимирович, «Народный фронт» будет продолжать мониторинг реализации нацпроектов и вовлекать людей в достижение национальных целей развития.

Большое спасибо. Доклад закончил.

Продолжение следует.

 

Кремль. Новости Кремль. Новости

19:06
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025