Железнодорожных хулиганов предложили штрафовать автоматически

Железнодорожных хулиганов предложили штрафовать автоматически

Штрафы за перебегание железнодорожных путей в неположенном месте будут начислять автоматически, по данным с камер видеонаблюдения. Проект соответствующего закона разработал Минтранс при поддержке Минцифры, Минэкономразвития и МДВ России. Авторы предлагают создать систему, которая будет работать так же, как на автомобильном транспорте, только вместо госномеров использовать для идентификации нарушителей персональные данные. Подробности — в материале «Парламентской газеты».

Полицейский не понадобится

Как отмечают авторы инициативы в сопроводительной документации, несмотря на наличие штрафов за переход железнодорожных путей в неположенном месте, люди все равно регулярно продолжают это делать. Доказательство тому — неумолимая статистика. Так, по данным разработчиков законопроекта, за один только 2024 год на железнодорожных путях погибли 1176 человек, из которых 87 детей, а еще 468 получили травмы, в том числе тяжелые. Ситуация за первую половину 2025 года не лучше — 580 погибших (в том числе 40 детей) и свыше 280 травмированных.

«При этом в настоящее время Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения гражданина к административной ответственности только при его непосредственном обнаружении на месте правонарушения сотрудниками транспортной полиции», — уточняется в пояснительной записке.

Поправки предложено внести сразу в два федеральных закона. Первый из них — «Закон о персональных данных», а конкретно статья 11, где перечислены случаи, в которых анализ и обработка персональных данных может осуществляться без согласия их владельца. К действующему перечню таких случаев (например, если речь идет о противодействии терроризму, коррупции, преступлениях в области безопасности государства и так далее) предлагается добавить еще один пункт. В соответствии с ним персональные данные можно будет обрабатывать автоматически «в связи с осуществлением контроля за соблюдением правил нахождения граждан на инфраструктуре железнодорожного транспорта».

Вторая поправка вносится в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте». Она регламентирует установку видео- и фотоаппаратуры в зонах повышенной опасности, в том числе и на переходах и переездах.

Таким образом, отмечают авторы инициативы, речь идет о создании системы, аналогичной той, которая сейчас действует для автомобильного транспорта, где за нарушение тех или иных правил штрафы могут выписываться автоматически, без контроля со стороны правоохранительных органов, только на основании фото- и видеоматериалов, отснятых камерами наблюдения. Только если в случае с автомобилями идентификация нарушителей происходит по госномеру, то в случае с «перебежчиками» через железнодорожные пути идентификатором будут служить персональные данные — внешность, походка и так далее.

© Денис Воронин/Агентство «Москва» «Люди перебегают там, где им удобно»

Как отметил в разговоре с «Парламентской газетой» председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, возросшее количество камер действительно может поспособствовать росту дисциплины среди граждан. Однако, отметил парламентарий, тут нужно учитывать и ряд очень важных нюансов.

«Прежде всего я бы рекомендовал задуматься об очень важном аспекте: а почему люди вообще нарушают? — подчеркнул Ярослав Нилов. — Скорее всего, в распоряжении тех же РЖД есть конкретные данные, где расположены самые опасные участки путей, на которых происходит больше всего инцидентов — камеры же не на всем протяжении железных дорог будут ставить, верно? Но если есть особо опасные участки — значит людей что-то толкает перебегать пути именно там. И, вероятнее всего, это нехватка инфраструктуры или ее неудобное расположение».

По словам Ярослава Нилова, на особо опасных участках следует провести ревизию и, возможно, установить дополнительную инфраструктуру — отрегулировать движение составов или проложить надземные переходы.

«Это очень давний спор — кто должен все это делать, кто должен за этим следить и тратить деньги, РЖД или муниципалитеты, — пояснил парламентарий. — Но ясно то, что делать это нужно. Потому что в любом случае останутся те, кто будет нарушать. Та же молодежь, например, скорее всего, не прекратит бегать через пути вне зависимости от того, оснастят их камерами или нет. Будут просто лица закрывать, чтобы система не смогла считать их персональные данные». 

Законопроект находится на стадии общественного обсуждения. Оно завершится 15 декабря.

 

Парламентская газета Парламентская газета

08:05
9
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025