Риски компаний в связи с изменением законодательства по налогам
Тренды все те же, что были и до поправок 2024 г – повышать собираемость налогов. Но инструменты, конечно, обновились.
Руководство ФНС прямо декларирует, что компании-«однодневки» они победили (за счет системы АСК-НДС), и теперь их основная цель – это борьба с дроблением бизнеса. Для этого, собственно, и принимались поправки о введении НДС для бизнеса на УСН – чтобы за счет повышения их налоговой нагрузки снизить соблазн использования «упрощенцев» в дроблении бизнеса.
Также мы видим по практике, что сейчас ФНС начинает активно бороться с «неофициальным» наймом сотрудников под видом самозанятых. Недаром официально объявлено, что в 2025 году самозанятых будут тщательно проверять на предмет трудовых отношений.
Появление новой статьи 173.3 УК РФ по «бумажному НДС», несмотря на заверения, что она направлена только против «площадок» и продавцов «бумажного НДС», вызывает много вопросов.
Отдельным направлением работы могут стать проверки IT-компаний, в отношении которых с марта 2025 г. прекращает действовать мораторий на выездные налоговые проверки. Вероятно, ФНС захочет углубленно проверить законность использования ими налоговых IT-льгот. Это особенно интересно, с учетом того, что в 2022 г. ФНС России выпустила специальное письмо, фактически допустив «дробление» бизнеса в отношении IT-компаний, разрешив выделять из состава действующих компаний IT-подразделения, регистрировать их в качестве самостоятельных юридических лиц с правом на применение налоговых льгот. Будет интересно посмотреть, не пересмотрит ли ФНС свою прошлую позицию – с учетом того, что такое письмо не имеет силы закона и, в крайнем случае, может использовать лишь как индульгенция от налоговых штрафов.
В общем, в 2025 году ждем активности налоговиков на «новых участках», что несомненно приведет к повышению собираемости, несмотря не негативные показатели в экономике.