Подключенный транспорт. Самокаты поедут по карте
За последние три года наблюдается тревожный рост аварий c участием электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности. По статистике ГИБДД, количество таких инцидентов выросло в семь раз. Речь идет лишь о тех ДТП, где есть пострадавшие, поскольку ГИБДД учитывает только такие случаи. В 2019 году было зарегистрировано 142 аварии, а 2022 году уже 941. Также наблюдается семикратное увеличение числа раненых, которое увеличилось с 147 до 976 человек, а число погибших возросло в три раза, с 7 до 19. В первой половине 2023 года число аварий с участием СИМ выросло еще на 56 процентов.
Виновниками подобных ДТП часто становятся сами самокатчики, налетая на полной скорости СИМ на пешеходов. Краш-тесты показывают, что столкновение с самокатом на скорости всего 20 км/ч может стать причиной серьезных травм, случаются и летальные исходы. Эти цифры подчеркивают необходимость принятия мер, направленных на повышение безопасности участников движения при использовании СИМ.
Как отметила председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко, одним законом вопрос регулирования электросамокатов не решить, необходимо его решать пошагово и постепенно, лишать людей удобных средств передвижения — это не выход. Нужно разрабатывать соответствующие законодательные механизмы, систему идентификации СИМ и их пользователей, предусматривать инфраструктуру, где бы были отдельно выделены полосы для велосипедов и самокатов, которые не представляли бы угрозы для пешеходов, автомобильного движения и исключали бы случаи травм.
Совместно с Минтрансом разработана дорожная карта мероприятий, направленных на регулирование и развитие средств индивидуальной мобильности. Сейчас карта находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти. План реализации рассчитан на 2023-2026 годы.
Важной частью реализации дорожной карты являются изменения в КоАП РФ, которые предполагают комплексный подход, упорядочивающий требования и определяющий новые составы правонарушений, а также устанавливающий ответственность для пользователей средств индивидуальной мобильности в зависимости от общественной опасности нарушений. В настоящий момент мы с коллегами разработали и направили на отзыв в Правительство РФ законопроект о регулировании сферы электросамокатов.
Законопроектом устанавливаются штрафы за превышение предельно-разрешенной скорости до четырех тысяч рублей, в случае управления электросамокатом в нетрезвом виде пользователю придется заплатить до тридцати тысяч рублей. Предлагается дополнить статью об ответственности лиц, управляющих СИМ, и велосипедистов за создание препятствий для движения ТС в поперечном направлении при выезде в случае образовавшегося затора, установив штраф в размере одной тысячи рублей. Также за перевозку детей на СИМ штраф будет составлять до пяти тысяч рублей.
Значимым элементом реализации дорожной карты является создание федерального реестра электросамокатов, в котором будет находиться информация как о самих самокатах, так и о пользователях/владельцах. Также будут внесены изменения в нормативные акты в части установления требований к правилам остановки и парковки СИМ и установлены параметры для оптимального количества стоянок. В дальнейшем будет издан и направлен на регистрацию в Минюст России приказ Минтранса России «Об утверждении типовых правил деятельности коммерческих операторов микромобильности», учитывающий единый подход к работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по организации работы сервисов кикшеринга на своих территориях.
Отдельное внимание уделено разработке и утверждению требований к идентификации лиц, использующих СИМ, что необходимо для последующего обеспечения учета и мониторинга движения электросамокатов, их скорость и трек передвижения будут отслеживаться. Одним из аспектов дорожной карты является создание культуры поездок на СИМ с детства, поэтому Минпросвещения включит в учебные планы обучения правила использования СИМ в части получения базовых знаний, основ безопасного движения на электросамокатах.
Очевидно, что для контроля исполнения ПДД пользователями средств индивидуальной мобильности недостаточно только утверждения и принятия нормативных актов, необходимо также создавать техническую и технологическую возможности для осуществления государственного контроля. При этом, по моему мнению, должен быть реализован принцип «подключенного транспортного средства», при котором пишется трек движения СИМ с конкретной идентификацией его пользователя, что обеспечит неотвратимость наказания при нарушении ПДД. Для поиска и фиксации нарушений будут задействованы системы камер умного города.
Отслеживать скорость и маршрут поездки электросамоката можно будет через смартфон с функцией передачи местоположения, это наиболее дешевый и простой способ. Также возможно установить на все самокаты трекеры и ограничивающие скорость устройства, наподобие тех, что используются в кикшеринговых компаниях. Применяя одно из предложенных решений, необходимо понимать, что в любом случае данные о передвижении должны передаваться в центры организации дорожного движения.