Минюст объявил войну недобросовестным нотариусам
Полномочия нотариальных палат в России уже в обозримом будущем ощутимо урежут, а отбор нотариусов и требования к ним серьезно ужесточат. Такие положения содержатся в обновленном законопроекте «О нотариальной деятельности», который подготовил Минюст. По словам руководителя ведомства Константина Чуйченко, нотариусов, например, будет проще снимать с должности в случае совершения ими проступков или преступлений — сейчас это могут делать только сами нотариальные палаты даже при наличии приговора суда. Также палаты утратят полномочия по блокировке инициатив и законопроектов самого Минюста — это позволит, например, решить наконец-то вопрос с расширением льготных категорий среди участников СВО, который находится в подвешенном состоянии вот уже более четырех месяцев. Как будет работать новый закон и на каком этапе он находится — разбиралась «Парламентская газета».
«Государство превратилось в сервис при нотариате»Как отметил в ходе заседания Президиума Совета законодателей 26 июля Константин Чуйченко, хотя институт нотариусов в России официально и был создан еще в 1866 году для официального представления публичной государственной власти, к настоящему дню специфика его работы некоторым образом изменилась — и не в лучшую сторону.
«Роль государства в нотариате сегодня стала сервисной, — подчеркнул министр. — Мы как большая канцелярия на службе у нотариата. Издаем акты, утверждаем формулы по тарифам, выполняем функции секретарей на конкурсах. Могут еще на дисциплинарное производство позвать, но без права голоса».
Константин Чуйченко. © пресс-служба Совета Федерации
Как итог — более 180 нотариусов, по данным Чуйченко, на сегодняшний день осуждены за разные преступления, среди которых мошенничество, подделка документов, хищение, злоупотребление полномочиями и так далее. В качестве примера министр привел относительно свежий вопиющий случай из Москвы, где правоохранительные органы вскрыли целую банду, состоявшую из 22 человек, занимавшихся мошенничеством с недвижимостью и ухитрившимися заработать 208 миллионов рублей на аферах с квартирами. Одним из ключевых участников банды был как раз нотариус, оформлявший липовые акты о наследстве. 16 июля его приговорили к 11 с половиной годам лишения свободы, остальные участники получили от трех до 13 лет лишения свободы.
«Проблема, впрочем, даже не в самих подобных фактах и инцидентах, а в том, что большинство людей, несмотря на приговоры суда, остались в профессии, — констатировал Чуйченко. — Потому что у нас лишить нотариуса полномочий может только суд. Если в приговоре суда такого пункта нет, нужно обращаться дополнительно. А правом такого обращения наделены только нотариальные палаты. Мы можем им писать, можем требовать — ответов часто просто нет! Ситуация абсурдная».
То же самое, например, касается положения в действующем законодательстве, согласно которому ни один важный документ, касающийся деятельности нотариусов, не может быть принят без согласования Федеральной нотариальной палаты. В итоге, подчеркнул министр, многие инициативы и проекты могут попросту не согласовываться. В пример руководитель Минюста привел поправки, которые должны были устранить коррупционные лазейки в конкурсных механизмах. Точно так же вот уже более чем на четыре месяца зависла инициатива о расширении категорий участников СВО и их родственников, которые могут воспользоваться нотариальными льготами.
Все эти проблемы, а также много других и призван решить новый законопроект. По словам Чуйченко, сейчас он представляет собой по большей части описание концептуальных подходов, с ним еще предстоит много и плотно работать и законодателям, и экспертному сообществу. Однако целый ряд ключевых положений можно выделить уже сейчас.
«Нотариат предлагается считать предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, — пояснил Константин Чуйченко. — В связи с этим полномочия субъектов по контролю за институтом нотариусов следует существенно расширить».
Борьба с искусственными монополиямиИ не только субъектов — Минюсту наконец развяжут руки. Так, кандидаты на должности председателей Федеральной нотариальной палаты и региональных палат обязаны будут проходить предварительное согласование с министерством. А сам срок пребывания в должности составит не более четырех лет с правом занимать не более двух сроков подряд. Исключается и совместная компетенция федеральной нотариальной палаты и министерства на принятие нормативных правовых актов, то есть должна уйти в прошлое описанная выше ситуация, когда палата может просто не согласовать не понравившийся ее представителям законопроект или другой документ и тем самым заблокировать любое его движение.
Изменятся и правила установления тарифов. Сейчас, по словам Чуйченко, этот процесс практически монополизирован.
«Искусственная монополия сама считает тариф и безапелляционно предлагает государству его утвердить, — подчеркнул министр. — Согласно нашему предложению, предельные тарифы должны устанавливаться государством, равно как и федеральные льготы. Конкретные суммы — руководством региона, которое лучше знает показатели экономического развития на своей территории и уровень платежеспособности населения».
Ужесточат и требования к самим нотариусам. Так, каждый кандидат на эту должность должен будет иметь высшее юридическое образование по системе «бакалавриат плюс магистратура» или закончить специалитет.
Наконец, снимать нотариуса с должности смогут сами органы юстиции или прокуратура, а дисциплинарными производствами будут заниматься специальные государственные комиссии.
Ранее, напомним, институт нотариусов в России уже попадал под критику «сверху». Так, еще в 2023 году Валентина Матвиенко на одном из заседаний Совфеда поднимала вопрос о совершенной необоснованности действующих тарифов, которые не отражают трудозатраты и зачастую делают услуги нотариусов малодоступными для целого ряда слоев населения.
«У нас нотариусы многие не работают, работают их помощники по их доверенности — это что такое вообще? Это безобразие! Если есть нотариус, он должен им быть. Есть такие, кто за рубежом проживает, а их помощники тут документы оформляют. Никто этой службой многие годы серьезно не занимался», — отметила Матвиенко и даже задалась вопросом: «У нас нотариусы что, графья? Голубой крови или что?».
Пока что законопроект об ужесточении контроля за нотариусами находится в разработке.