Зверская цензура, Миронов-дипломат и бутафорская икра: как снимали «Блондинку за углом»

Зверская цензура, Миронов-дипломат и бутафорская икра: как снимали «Блондинку за углом»

«Блондинка за углом» — это сатирическая трагикомедия, снятая режиссером Владимиром Бортко на киностудии «Ленфильм» в 1982 году, но ввиду большого количества цензурных правок вышедшая на экраны только в 1984-м. Картина, с таким трудом пробивавшая себе путь, рассказывает историю любви между бывшим ученым Николаем Порываевым (Андрей Миронов) и продавщицей гастрономического отдела Надеждой (Татьяна Догилева). Николай, устав от научной работы, решает изменить свою жизнь и устраивается грузчиком в универсам, где и встречает Надежду. Она — энергичная и находчивая, он же, напротив, наивный и слегка оторванный от реальности. Но, несмотря на разные социальные статусы и взгляды на жизнь, Надежда и Николай влюбляются друг в друга.

Собственно, вот эта разница в характерах персонажей и становится ключевым фактором нарратива, центром напряжения, вокруг которого складываются и конфликтные, и комические ситуации фильма. Николай стремится к простоте и искренности, Надежда же, цепкая и расчетливая, привыкла к активным действиям. Их отношения проходят через множество испытаний и курьезных моментов, однако любовь в конечном итоге все же побеждает.

Кстати говоря, возвращаясь к теме цензуры, стоит отметить, что концовку ленты изменили именно под давлением со стороны. Изначально планировалось, что Николай сбежит от Надежды прямо в день свадьбы. Цензоры посчитали такой поступок недостойным советского гражданина. Так что в итоге Николая в лучших традициях отправили в командировку куда-то на Колыму, а Надежда, оставив свою привычную комфортную жизнь, решила последовать за любимым. Показав тем самым, что настоящие чувства, само собой, важнее материальных благ.

Андрей Миронов, хорошо знакомый с богемной жизнью, взял шефство над Татьяной Догилевой и помогал ей вжиться в роль, водя актрису по модным местам и знакомя с друзьями из элитных кругов. Догилева даже сменила гостиницу «Советская» на более дорогую «Асторию», чтобы почувствовать себя как ее героиня, ведущая красивую жизнь «из-под полы».

Кстати, на пробах Догилева, зная, что основной претенденткой является Александра Яковлева, из кожи вон лезла, чтобы впечатлить режиссера, но чувствовала, что провалилась. В итоге утверждение на роль, которой в результате суждено было стать определяющей для карьеры, стало для Татьяны настоящим шоком. 

Съемки под руководством режиссера Владимира Бортко и сценариста Александра Червинского проходили осенью 82-го в Москве и Ленинграде. Эпизод в колбасном отделе снимали в действительности на мясокомбинате — такого ассортимента колбасы и мяса больше нигде не нашлось. Съемочной группе устроили дегустацию. Юная девушка, прежде не видевшая такого многообразия, спросила, указывая на сосиски: «А почему они такого странного цвета?». Миронов ответил: «Это цвет мяса, мадам!».

Процесс производства фильма находился под жестким партийным руководством. Многие даже самые мелкие сцены переснимали по несколько раз, чтобы угодить цензуре. Бытует мнение, что если бы не Миронов, взявший на себя роль переговорщика с высшим начальством, а заодно и просто ангела-хранителя проекта, ленте вообще не суждено было бы выйти на экраны. 

Еще немного занятных географических фактов: внешние планы магазина, где работали главные герои, снимали в столице на Отрадной улице, а начальную сцену, в которой Надя с Геной спускаются с лестницы и садятся в автомобиль (Chrysler New Yorker 1973 года, который постоянно ломался и глох), — в ленинградской гостинице «Прибалтийская». Интерьеры в основном снимались в универсаме «Южный» в Ленинграде на улице Ярослава Гашека. К слову, для местных эта торговая точка стала одной из первых, что работала по методу самообслуживания.

Особенно много дублей ушло на сцену свадьбы. Лежавшие на столах деликатесы и просто дефицитные продукты портились, их приходилось выкидывать, что вело к увеличению расходов. Дабы избежать выхода за лимиты, было принято решение заменить деликатесы бутафорией. К примеру, вместо черной икры в кадре присутствует крашеная тушью пшенная крупа.

Привезя картину в Москву в конце 1982 года, Бортко услышал безжалостный приговор: «вредное кино, порочащее советскую социалистическую действительность». Постановщику ясно дали понять, что в таком виде лента навсегда осядет на полке. Начался тяжелый процесс повторного монтажа. Часть сцен вырезали целиком, часть — заметно переделали. Взамен вырезанных эпизодов в фильм добавили снятые позже вставки-комментарии Андрея Миронова, сопровождаемые музыкой и песнями в его исполнении. Героя Марка Прудкина переименовали из Гаврилы Моисеевича в Гаврилу Максимовича. Концовку изменили полностью.

Казалось бы, по итогу насильственного вмешательства получиться должен был монстр Франкенштейна, но нет. Несмотря на жестокие правки, «Блондинка за углом» имела большой успех у зрителей. А сегодня по праву считается «скрытым бриллиантом» советского кино — это ненавязчивая камерная картина, обладающая уютным обаянием и мягкой интеллигентностью.

Подпишись на канал 7ДнейКино в Telegram ga('send', 'event', 'Button', 'Click', '1010372-c45245634')); } })(); ]]> Подпишись на канал 7ДнейКино в ДЗЕН ga('send', 'event', 'Button', 'Click', '1010372-c4589965')); } })(); ]]>  

7дней 7дней

16:09
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2024