Турция и Великобритания затеяли новую игру против Греции
Несмотря на кажущееся единство в рядах НАТО, нацеленного на конфронтацию с Россией, Ираном и Китаем, в Североатлантическом альянсе сохранились противоречия, причём это не просто разногласия, а нечто, балансирующее на грани вражды.
Речь идёт о взаимоотношениях Греции с Турцией. 22 июля министр здравоохранения Греции Адонис Георгиадис в прямом эфире на телевидении заявил:
«Покупка F-35 делает нас сильнее, покупка фрегатов делает нас сильнее. Покупая Viper F-16, заключая оборонные союзы с Америкой, Францией, мы становимся сильнее. Мы становимся сильнее не от твита, а когда оппонент понимает, что мы уже не в его руках. Я слышу эту фразу — „однажды ночью мы внезапно придём“, и смеюсь. На F-35 мы внезапно можем отправиться с ночёвкой в Турцию. Вы видели, что произошло в Йемене? Если у вас есть F-35, которых не видят радары, однажды ночью вы внезапно можете оказаться в Анкаре и заставить их приземлиться в кратчайшие сроки. Я не говорю, что мы сделаем что-то подобное, потому что мы не хотим делать что-то подобное, но, когда Эрдоган говорит это, я смеюсь. Что вы привезёте на одну ночь в Грецию? С туфлями, которые у тебя есть? Поскольку всем известно, что в авиации Турция — ноль…»24 июля в ходе общения с журналистами на это заявление ответил министр обороны Турции Яшар Гюлер:
«Около 60 миллионов туристов посещают Турцию каждый год. Мы ждём его с туристическим визитом».За последнее время это был не единственный случай, когда противоречия между Афинами и Анкарой давали о себе знать. 15 июля рядом антитурецких заявлений отметился министр обороны Греции Никос Дендиас, находившийся на Кипре в преддверии 50-летия турецкого вторжения на остров (см. Турция, Азербайджан и британцы «развязали руки» России).
Чуть позже, 24 июля, во время заседания парламентской фракции Партии справедливости и развития президент Реджеп Тайип Эрдоган, ранее критиковавший антитурецкие высказывания властей Греции, сделал примечательное заявление. Вспомнив лидера турок Западной Фракии Садыка Ахмета, умершего в 1995 году, и отметив пользу от диалога Анкары с Афинами с точки зрения обеспечения прав турок Западной Фракии, Эрдоган заявил не только о поддержке соотечественников в Греции, но и о готовности при необходимости вмешаться в ситуацию. А 25 июля пришло сообщение о том, что заместитель министра иностранных дел Турции и директор по делам ЕС Мехмет Кемаль Бозай встретился с членами Консультативного совета турецкого меньшинства в Западной Фракии Греции в городе Комотини для того, чтобы подробно обсудить их проблемы.
Заявление Эрдогана и визит Бозая интересны с точки зрения хронологического и военно-политического контекста. 24 июля 1923 года был подписан Лозаннский мирный договор, определивший границы Турции. Если в 2022 году в послании Эрдоган обвинял Грецию в нарушении Лозаннского договора, то в 2023 году он всячески его нахваливал (см. Турция предпочла войне с Грецией евроинтеграцию и помощь Украине). Поэтому то, что президент Турции в 2024 году снова поднял тему прав турок в Западной Фракии, выглядит довольно неожиданно, так как после начала специальной военной операции и начала санкционного противостояния Запада с Россией Турция резко уменьшила градус конкуренции с Грецией, с которой произошла нормализация отношений.
Немаловажно и то, что, несмотря на демагогию, последние события показывают отсутствие желания у Анкары вступать в конфронтацию с коалицией США — Франция — Греция в Восточном Средиземноморье. Так, в рамках совещания министров обороны стран НАТО в Брюсселе 14 июня Яшар Гюлер встретился c Дендиасом. А Эрдоган в рамках саммита НАТО в Вашингтоне 11 июля обсуждал с президентом Франции Эммануэлем Макроном двусторонние отношения, боевые действия на украинском театре военных действий, палестино-израильский конфликт, а также некие региональные и глобальные вопросы. За день до этого в Вашингтоне Эрдоган провёл отдельную встречу с премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом. Наконец, 27 июля министр обороны Гюлер провёл переговоры с американским послом в Анкаре Джеффри Флейком, атташе по вопросам обороны и сухопутных войск полковником Джоном Майерсом и атташе по вопросам ВВС полковником Кристианом Лихтером.
Почему же тогда Эрдоган снова напомнил о турках Западной Фракии? Скорее всего, он пошёл на этот шаг из-за сочетания разных факторов. Как это ни покажется странным, но первый фактор связан с Россией. После неудач Российской армии осенью 2022 года напряжение в отношениях между Афинами и Анкарой начало спадать. Тогда турецкое руководство решило, что Россия проигрывает Западу, а значит, сейчас не время для разборок с Грецией. Потом был 2023 год, который запомнился не только землетрясением и выборами в Турции, но и провалившимся контрнаступлением ВСУ. Сейчас же динамика на фронте продолжает меняться не в пользу ВСУ. Разумеется, что Анкара вместе со своими союзниками по НАТО будет стараться всячески мешать России на украинском театре военных действий, однако тенденция всё равно понятна для Эрдогана.
Ещё один фактор — это антироссийские санкции. Уж кто-кто, а Турция точно отслеживает воздействие санкционного режима на экономику Греции. Заметили в Анкаре и то, что из-за санкций продолжается уход российских компаний с Кипра. Конечно, сами по себе эти факторы не придают экономической мощи Турции, однако они свидетельствуют об экономическом ослаблении противников Анкары в Восточном Средиземноморье.
Воодушевить Эрдогана могло и то, что карабахский конфликт был решён в пользу официального Баку, а российские миротворцы досрочно покинули территорию Азербайджана. С учётом того, что при Николе Пашиняне Армения сворачивает военное сотрудничество с Россией (например, отказывается от услуг российских пограничников), Анкара может не так сильно беспокоится за свои восточные границы.
Имеется ещё один фактор, позволяющий Эрдогану вновь поднимать тему прав турок в Западной Фракии — наличие в НАТО страны, занимающейся политическим прикрытием Турции. Напомним, что 23 ноября 2023 года Турция и Великобритания подписали оборонное соглашение, в котором упоминались совместные учения в Средиземноморье и поддержка безопасности вокруг Северной Африки и Ближнего Востока (см. Турция и Великобритания спешат спасти Украину от военного поражения). А незадолго до визита Эрдогана в Афины, 27 ноября 2023 года тогдашний премьер-министр Великобритании Риши Сунак неожиданно отменил встречу с Мицотакисом, прибывшим в Лондон (см. США и Великобритания устроили для Армении «греческую ловушку»). Тем самым британцы оказали давление на Грецию, вынудив её пойти на нормализацию отношений с Турцией.
Великобритания продолжила влиять на отношения Афин и Анкары и в этом году. Как известно, 13 мая Мицотакис посетил Анкару (см. Эрдоган «очутился» в греческом тупике). В рамках подготовки данного визита 27 апреля министры иностранных дел Хакан Фидан и Йоргос Герапетритис провели переговоры в Лондоне, обсудив двусторонние отношения, а также региональные и международные вопросы. То есть тенденция очевидна.
Как мы знаем, в ходе парламентских выборов, прошедших 4 июля, в Великобритании консерваторов сменили лейбористы. Тем не менее британо-турецкие связи от этого ничуть не пострадали. Уже 7 июля Фидан позвонил новому министру иностранных дел Великобритании Дэвиду Лэмми, чтобы пожелать лейбористу успехов на новой должности и обсудить двусторонние отношения. А 11 июля на полях саммита НАТО в Вашингтоне Эрдоган впервые провёл переговоры с новым премьер-министром Великобритании Киром Стармером. Если верить британской стороне, то Эрдоган выразил желание укрепить двусторонние отношения в сфере торговли, туризма, обороны, борьбы с терроризмом, энергетики и экономики (разумеется, что они обсудили Украину и помощь ей со стороны НАТО).
Не исключено, что лейбористы будут вести более тонкую игру, чем их предшественники консерваторы. Так, известно, что, будучи в оппозиции, Кир Стармер в интервью в ноябре 2023 года заявил, что он «открыт для возвращения скульптур Парфенона в Грецию». Тем не менее это не помешало турчанке-киприотке Несиль Чалышкан стать депутатом британского парламента именно от Лейбористской партии. Кроме того, для человека, хорошо знакомого с внешнеполитическими традициями Великобритании, очевидна лицемерность лейбористов, объявивших о желании перезагрузить отношения с ЕС. Лицемерие заключается в том, что в экономическом противостоянии Запада с Россией континентальная Европа несёт гораздо бОльшие потери, чем британцы. А поскольку в ЕС не намерены останавливаться на 14-м пакете санкций, то потери континентальных европейцев будут только расти. И как в таком случае Великобритании не пойти на сближение с экономически ослабевшими союзниками по НАТО?
Не стоит полагать, что нынешняя активность Турции на Кипре или оживление темы турок Западной Фракии, которые наносят урон Кипру, Греции и всему ЕС, проходят без прикрытия со стороны Великобритании, остающейся в тени. Это не означает, что в этом или следующем году Эрдоган начнёт войну с Грецией за Западную Фракию и острова в Эгейском море. Ему спешить с этим не нужно, тем более что время играет против Греции и всего ЕС, начавшего с конца февраля 2022 года рвать связи с Россией на радость США и Великобритании.