Образцы камней подтверждают: в марсианском кратере Езеро было озеро

«Эти камни подтверждают наличие, по крайней мере временное, пригодных для обитания условий на Марсе, — сказала руководитель научной группы Таня Бозак из Массачусетского технологического института. — Мы обнаружили, что там действительно происходила большая водная активность. Насколько долго, мы не знаем, но точно достаточно долго, чтобы возникли крупные осадочные отложения».

«Если ИИ — это мозг робота, то RPA — его руки». Что умеют программные роботыБолее того, некоторые из образцов могли находиться на дне древнего озера, существовавшего свыше 3,5 млрд лет назад — до появления первых признаков жизни на Земле. Это самые древние камни, возникшие в водной среде, которые когда-либо доводилось изучать геологам.

Образцы были собраны в 2022 году в рамках одной из фаз исследования западного склона кратера Езеро, покрытого осадочной породой. Ученые предполагали, что некогда здесь была дельта, созданная потоком реки, впадавшей в озеро. И если на Марсе когда-то существовала жизнь, ее признаки могли сохраниться в слоях отложений, сообщает Science Daily.

Аппарат «Персеверанс» собрал на склоне кратера семь образцов. Пробурив породу, он извлек и поместил в контейнер образцы размером с карандаш, которые однажды должны попасть на Землю для дальнейшего изучения. Помимо этого, марсоход сделал снимки, по которым можно оценить зернистость и минеральный состав горной породы. Анализ показал, что все семь образцов, вероятно, указывают на следы воды, то есть некогда были в нее погружены.

«Мы нашли много минералов вроде карбонатов, из которых состоят рифы на Земле, — сказала Бозак. — Это и правда идеальный материал, в котором могли сохраниться окаменелые микроорганизмы».

Правда, ученые обнаружили и сульфаты, которые обычно образуются в соленой воде. Для поиска жизни на Марсе это не самая лучшая новость. Если кратер был заполнен соленой водой, жизнь в ней едва ли смогла бы развиться. Но если соленой была только вода на дне, шансы еще остаются.

Совсем недавно ученые обнаружили, что в глубинах Марса, в трещинах расколотых вулканических пород, может скрываться океан жидкой воды. Анализ сейсмических данных, собранных зондом InSight в 2018–2022 годах, показал, что на глубине 11,5–20 км под поверхностью планеты может находиться достаточно воды, чтобы покрыть Марс океаном глубиной в 1–2 км.