Как петербургские врачи спасают пациентов с инсультом

Как петербургские врачи спасают пациентов с инсультом

Под монотонный сигнал аппаратов 69-летний Василий лежит в реанимации третьи сутки. Все началось внезапно. Утром дома почувствовал, как отнимается рука, а речь становится несвязной. Вызвал скорую. В Мариинской больнице поставили диагноз — острый ишемический инсульт. Дальше операция. Сегодня пациент идет на поправку — медсестры говорят, он им даже поет песни.

«Речь восстановилась, я могу почти все слова произносить, и речь более-менее достойная и я надеюсь, еще лучше будет», — рассказал житель Санкт-Петербурга Василий Денюшкин.

Врачи отмечают, чуда в том, что мужчина так быстро восставливается, нет. Он вовремя попал в руки медиков. Бросить вызов болезни нужно успеть за «золотые» 4,5 часа после первых симптомов. На языке медиков — это терапевтическое окно. Дальше жизнь уже меряют минутами. Маршрут таких пациентов в Мариинской больнице работает как механизм швейцарских часов — четко и без замедления.

«Пациент поступает с острым инсультом сразу в кабинет компьютерной томографии, где выполняется исследование и где сразу же идут первые манипуляции: забор крови для диагностики и там же идет решение вопроса о начале тромболитической терапии», — отметил руководитель Регионального Сосудистого Центра СПБ ГБУЗ «Городская Мариинская больница» Иван Дуданов.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Региональной сосудистый центр уже больше 10 лет работает на базе Мариинской больнице. Он стал первым в Петербурге. Ежегодно сюда попадают пять тысяч петербуржцев, и почти половина — с инсультом. Операционные практически никогда не пустуют. В этой, например, пациент, в магистральную артерию головного мозга, которого попал фрагмент тромба.

«Смысл этой операции — выполнение как можно в короткие сроки. Т.е. есть такое понятие как «время-мозг», когда есть определенный промежуток времени, в который нужно успеть. В идеале должны уложиться в два часа. В данной ситуации мы уложились в два часа с копейками», — рассказал хирург отделения РХНДЛ СПБ ГБУЗ «Городская Мариинская больница» Дмитрий Щеглов.

Задача хирургов — найти и обезвредить тромб.  Это как играть в догонялки, только при этом каждая минута на счету. Опередить угрозу  врачам помогает современнейшее оборудование. Например, ангиограф, который позволяет увидеть сосуды человека, словно на ладони.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Тромб из сосуда головного мозга удаляют с помощью специального инструмента. Больше похожего на тончайшую проволоку. А вводят такой проводник через прокол в артерии бедра или предплечья и уже в месте поражения хирург открывает ловушку, которая буквально ловит летящие тромбы. И как только они оказываются в этом сачке, врач безопасно извлекает инструмент.

«Есть технология тромбоэкстракции, но вакуумом, т.е. когда аспирация идет, отсасывание этого эмбола. Это еще более тонкая технология. Если тромб очень мягкий, он может фрагментироваться на частички, и летит в какие-то сосуды. А чтобы их не было, этот мягкий тромб, он аспирируется», — рассказал руководитель Регионального Сосудистого Центра СПБ ГБУЗ «Городская Мариинская больница»  Иван Дуданов.

Но при инсульте мало просто удалить тромб. Сразу после операции начинается реабилитация пациента. Это уже третья физиотерапия для 45-летнего Семена. Удар хватил 8 месяцев назад. Отказала рука и нога. Двигательные функции вернулись, но пока работают недостаточно хорошо. С помощью компьютерной игры и джойстика он тренируют моторику, заодно еще учится заново считать.

«Учусь потихонечку, потому что на голову тоже дает немножко. Здесь мозги работают, это очень хорошо, и моторика руки была. Поэтому постоянно занимаемся, с утра и до вечера. Очень хорошо помогает», — рассказал  житель Санкт-Петербурга Семен Вороной.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

В одном отделении  сосредоточены все передовые технологии восстановления головного мозга. Вертикализаторы, специальные беговые дорожки и велотренажеры. А этот аппарат учит пациентов держать равновесие и ориентироваться в пространстве. 

«Вариантов как можно взаимодействовать масса. Нужно подобрать под конкретные цели реабилитацию. У каких-то пациентов после инсульта нарушается именно равновесие, головокружение, соответственно, мы ставим на платформу, включаем программу «предотвращение падения» и пациент отрабатывает ее полностью, чтобы лучше взаимодействовать с пространством, ловить баланс, равновесие, отрабатывать координацию», — врач по лечебной физкультуре СПБ ГБУЗ «Городская Мариинская больница» Иван Темнов.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

И на то, как быстро пациенты вернуться к обычной жизни, во многом играет правило «терапевтического окна» — успел ли больной в него попасть. По статистике, говорят врачи, лишь 12% успевают, остальные чаще всего полагаются на «авось» — авось само пройдет, авось таблетка подействует, авось полегчает. Это катастрофическая ошибка. И беда может случиться с каждым. Инсульт молодеет, и наносит удар даже тем, кому 20 лет. Если вам трудно улыбнуться, нарушается речь и сложно поднять руку или ногу — не теряйте время. Вызывайте неотложку. Важно помнить, за 1 минуту инсульта человек теряет почти 2 миллиона клеток мозга, а за 1 час развития мозгового шторма преждевременно стареет на 3,5 года.

 

Телеканал Санкт-Петербург Телеканал Санкт-Петербург

02:05
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2024