Оффлайн-любовь, забота и внимание: Сидоренко о профилактике кибербуллинга
Как защитить детей от киберугроз, не упустить признаки гаджетомании и сократить время, которое ребёнок проводит в Сети, рассказала в Открытой студии РАПСИ гендиректор АНО «Белый Интернет», член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Элина Сидоренко.
- Элина Леонидовна, добрый день. В какой защите от сетевых и киберугроз нуждаются дети, несовершеннолетние, школьники и, может быть, даже дошкольники?
- Ну, в первую очередь, в системной. Во вторую очередь, в правовой. И в третьей — в предупредительной.
Основная проблема, которую мы сегодня видим, это феноменальный рост качественных и количественных показателей интернет-преступлений в отношении детей. За три года более чем в три раза вырос уровень такого рода преступлений. И вы знаете, государство делает очень много в этой части: развивает цифровые сервисы, формирует новые стандарты безопасности. Государство развивает очень интересные цифровые экосистемы в рамках Министерства образования, в рамках всевозможных проектов цифровизации.
Однако проблема заключается в том, что не каждый потребитель фактически знает о тех мерах защиты, которые для него сегодня делаются. Не каждый понимает, как он может себя защитить. При совершенно высоком уровне правового нигилизма у нас наблюдается абсолютное повальное доверие к интернет-среде. И человек, который, с одной стороны, опасливо к этому относится, тем не менее, по факту показывает результаты плачевные. Например, если взять 100% опрошенных потерпевших от интернет-преступлений, 95% из них сказали о том, что они знали о тех рисках, которые есть в интернете, но по какой-то причине на них не отреагировали.
И самая для нас важная группа рисков в этой части — дети. Почему? Во-первых, потому что мы понимаем, что это воздействие на детей, это воздействие на родителей — это первый компонент. А второе — то, что мы детям в этом возрасте прививаем определенные стандарты, установки поведения. Если сегодня это будет виктимный стандарт, то, к сожалению, мы увидим человека, который постоянно будет подвергаться такого рода воздействию.
Можно ли на этот процесс повлиять? Несомненно, можно. Как? С одной стороны, через создание определенных надежных нормативных гарантий, создание государственных цифровых сервисов, которые были бы нужны детям. И в этой части у нас очень много что делается. Но в то же время, через привитие детям определенных стандартов "гигиены". Мы понимаем, ребенок понимает, что надо утром проснуться, умыться, почистить зубы. Он должен также понимать, что он должен делать в интернете, для того чтобы насилие предупредить. Поэтому в этой части, конечно, в первую очередь надо обратить внимание на системность. Если мы большим скопом от имени государственных органов, общественных организаций будем внедрять в молодежную среду эти стандарты, поверьте, мы очень скоро увидим обратный эффект.
- А касательно взаимоотношений родителей и ребенка, все же понимают, что ребенок, с точки зрения психологии, является слабозащищенным субъектом. Какие можно дать родителям советы для установления доверительных отношений, чтобы узнать о несчастье, которое может случиться с ним, с их деньгами заранее?
- Прежде всего, родителям надо больше общаться со своими детьми. Как показывает статистика, которая была проведена одной очень авторитетной организацией в 2023 году, мама с ребенком общается в день максимум 40 минут, а папа — 16 минут. В остальное время ребенок проводит в Сети. А это значит, примерно 4-6 часов светового дня.
И именно в Сети он получает основы своей жизни, именно в Сети он получает советы, именно там он пытается провести максимально комфортно для него свою социализацию, там он переживает свой подростковый возраст. Когда ребенок оторван от семьи, когда он ищет совета в интернете, очень сложно дать родителям совет, как побороть столь серьезное и устойчивое влияние интернета.
Это можно "перебить" двумя вещами: любовью и вниманием. Вот если родители со своими детьми общаются в оффлайн-пространстве, изобретают определенные формы общения в онлайн-пространстве, и между собой это доверие сохраняют, то, скажем так, ребёнку гораздо сложнее стать жертвой преступления. Поэтому, по крайней мере, он скажет своим родителям о том, что он столкнулся с этой бедой.
Сегодня дети об этом не говорят. Когда мы проводили опрос в рамках "Белого Интернета" и спрашивали детей, кто из вас сообщает родителям о своих переживаниях, о своих проблемах в интернете — это касается буллинга, преследования, обманов и так далее. Знаете, нам ответили только 2-3% респондентов, что они действительно сообщают об этом взрослым. А все остальные предпочитают решать проблемы сами или в своей молодежной субкультуре. Вот это беда. Беда, которая просто заставляет нас открыть двери и наладить действительно диалог родителей с детьми. Но для этого родители в России должны понимать, что 40 минут для ребенка это мало, 16 минут для папы это еще меньше. Здесь нужно повернуться лицом к ребенку, даже вместе сесть и поиграть в онлайн игры. Если уж совсем ты хочешь в этом побывать и просто включиться, то попытаться мыслить его категориями.
- Это прекрасное пожелание. Спасибо Вам большое, что к нам пришли.