Пациентам с онкологией урезали список жизненно важных препаратов
На рассмотрение комиссии Минздрава о включении в список ЖНВЛП было вынесено 47 препаратов, 24 из них были отклонены. В список не попали в том числе препараты для лечения осложнённых случаев рака простаты, молочной железы, лёгких, лекарства против лейкоза, гемофилии, рассеянного склероза и ряда орфанных заболеваний. Один из главных аргументов при отказе во включении препаратов в список – «это потребует слишком больших дополнительных расходов из бюджета».
Наличие препарата в перечне ЖНВЛП даёт пациентам гарантию бесплатного получения лекарств. Такие препараты должны быть в каждой аптеке, их назначают по показаниям в стационарах. Цены на коммерческом рынке на лекарства, не попавшие в список, измеряются сотнями тысяч рублей, без господдержки для большинства пациентов они окажутся недоступными.
Бурную реакцию со стороны врачей и пациентов вызвало решение комиссии не включать в перечень все предложенные медиками средства для таргетной терапии рака лёгкого и острого миелоидного лейкоза.
– С инновационными средствами для лечения рака лёгкого ситуация совсем печальная, – рассказывает «Октагону» врач-онколог Алексей Гуров. – В список не попали все три предложенных современных препарата: «Лорлатиниб», «Капматиниб» и «Соторасиб», сравнимых по эффективности аналогов лекарств у нас сейчас нет. Например, «Лорлатиниб» американской компании Pfizer, одобренный Минздравом три года назад, позволял 60 процентам больных с раком лёгкого преодолевать пятилетний порог выживаемости. Пациенты, принимавшие его аналоги, проходили этот рубеж только в 8 процентах случаев.
«Смертность от рака лёгкого находится на первом месте среди онкозаболеваний и, по прогнозам, в ближайшие десятилетия во всём мире будет расти. Этот вид выявляется у большого количества людей трудоспособного возраста. С учётом демографической ситуации, государство должно быть особенно заинтересовано в сохранении жизни и трудоспособности каждого такого пациента».
Алексей Гуровврач-онколог
Медик уточняет, что на совещании комиссии, которое транслировалось онлайн, многие спикеры говорили не о спасении пациентов, а о необходимости экономии бюджетных средств на лечении россиян. Однако, по словам врача, иностранные компании были готовы снизить цены на ряд своих препаратов в несколько раз в случае, если они будут включены в перечень ЖНВЛП, поэтому такая риторика не очень понятна.
– Присутствующие сейчас в перечне препараты для лечения рака лёгкого и лейкоза с меньшей эффективностью обходятся бюджету значительно дороже. Самостоятельно покупать современные таргетные препараты большинство россиян не сможет. «Лорлатиниб», например, стоит в аптеках около 380 тыс. рублей за пачку, а принимать его нужно в течение 1,5–2 лет. «Гилтеритиниб» стоит больше 2 млн рублей. Конечно, можно добиваться назначения подобных препаратов через врачебные комиссии, но часто это получается сделать только через суд. На разбирательства уходит много времени, иногда положительное решение принимается слишком поздно, – считает врач.
Денег на лечение не хватаетВ начале сентября ассоциация онкопациентов «Здравствуй» опубликовала петицию, обращённую к Правительству РФ, с предложением увеличить финансирование для борьбы с онкозаболеваниями. Авторы отметили, что благодаря федеральному проекту «Борьба с онкологическими заболеваниями» за пять лет удалось добиться снижения смертности на 5,6 процента. Однако без увеличения финансирования показатели могут ухудшиться.
«В последние четыре года финансирование борьбы с онкологическими заболеваниями в России не растёт. Это имеет серьёзные последствия как для врачей, так и для пациентов. При отсутствии должного финансирования врачи вынуждены сталкиваться с ограничениями в использовании современных методов лечения и инновационных препаратов из-за ограниченного бюджета», – говорится в обращении.
Денег на закупку лекарств для онкобольных в регионах действительно остро не хватает. Многие медучреждения имеют кредиторскую задолженность. Чтобы снизить нагрузку, прогнозируемое количество онкобольных, которым потребуется помощь, искусственно занижается, поясняет изданию главврач одного из медучреждений Орловской области.
– Получается тупиковая ситуация. Власти не включают действительно эффективные препараты в перечень жизненно необходимых из-за нехватки средств в федеральном бюджете, из-за чего регионам самостоятельно приходится приобретать препараты по высоким ценам. Из выделенного бюджета денег хватает только на небольшой процент пациентов. В то же время, если бы препарат внесли в перечень ЖНВЛП, то такой же суммы хватило бы, чтобы закупить его для всех больных за счёт значительных скидок, которые предлагают компании-производители в этом случае. Люди, которые могли бы ещё десятки лет полноценно жить и работать, принося пользу стране, могут преждевременно умереть из-за отсутствия эффективной терапии.