Россиянам посоветовали перенести данные с сервисов Google перед 12 сентября

Россиянам посоветовали перенести данные с сервисов Google перед 12 сентября

12 сентября вступит в силу новый пакет санкций минфина США. На этот раз речь идет о запрете предоставлять России и пользователям из нашей страны некоторые услуги, связанные с программным обеспечением и IT: это касается услуг консультирования и проектирования, поддержки облачных сервисов, промышленного программного обеспечения и так далее. Большой конкретики в сообщениях с Запада пока что нет, однако некоторые СМИ уже назначили на 12 сентября «IT-апокалипсис»: они предрекают отключение всех возможных программных продуктов, от сервисов Microsoft Office, куда входят, например, Word и Excel, до программ для монтажа и прочего. Насколько этот прогноз реален, «Парламентская газета» узнала у председателя Совета Фонда развития цифровой экономики Германа Клименко.

«Будем искать обходные пути»

- Герман Сергеевич, можно ли предсказать, что нас ждет 12 сентября? Реалистичен ли прогноз об «IT-апокалипсисе»?

- Никто не может с уверенностью сказать, что будет. В силу тысячи причин. Дело в том, что любой законодательный акт имеет свои тонкости внедрения, большинство которых выясняется только после того, как он вступает в силу. Даже с уже действующими пакетами санкций в отношении России не все так просто, и периодически всплывают разные нюансы. Тут же, например, на сегодняшний день не очень понятно, что вообще имеется в виду под «программными продуктами» — классические сервисы и приложения или облачные. Или и то, и другое. Я думаю, в какой-то степени мы можем ориентироваться разве что на нашу текущую историю, когда все заблокированные цифровые ограничения относительно легко обходятся, и на это никто не обращает внимания.

- Вы сказали, что есть тысячи причин, от которых зависит конкретная ситуация. Что это за причины?

- Ну, например, многое будет зависеть от трактовки запретов, от позиции корпоративных юристов и руководства различных компаний, от мест их расположения, состава учредителей и так далее. Опять же, посмотрим, что происходит сейчас. Кто-то ушел из России насовсем. Кто-то дает возможность работать в обход санкций — главное, чтобы деньги приходили, и номинально были не из России. Кто-то сначала заявляет одно, а потом делает другое — как, например, сервис онлайн-досок Miro, который сначала заявил, что вообще выгоняет со своих серверов всех русских, а потом сказал, что не всех, а только платников, а бесплатно продолжать в нем работать можно.

Герман Клименко. © Игорь Самохвалов/ПГ

- Недавно интернет всколыхнула история с запретом на регистрацию новых аккаунтов с российских телефонов, который якобы ввел Google. Это можно считать первой ласточкой грядущих санкций?

- Судя по последней информации, это все же никак не связано с политическими аспектами. Все восстановилось часов через пять, поддержка Google заявила, что от них никаких ограничений не вводилось. Остается только догадываться, что это было. Может, сервис рассылки смс накрылся, может, у Google деньги кончились, может, Роскомнадзор, может, просто телефоны, через которые проверялась возможность регистрации, достали откуда-то из отстойника, и на них уже кто-то зарегистрировал аккаунты. Деталей, увы, нам никто предоставить не спешит.

«На подготовку аварийных путей было два года»

- Какие сферы у нас сегодня наиболее зависимы от иностранного — прежде всего западного — софта?

- Прежде всего это графические редакторы, программы для работы с видео. По проектировщикам у нас тоже все пока довольно слабенько. Что касается офисных предложений — с одной стороны, есть огромное количество отечественных альтернатив, а с другой — по функционалу они часто заметно проигрывают зарубежным сервисам. Но я скажу так: у любой компании и любого человека было два года, чтобы подготовиться к возможному ухудшению ситуации, поставить себе отечественные или бесплатные международные программы, освоить их и начать пользоваться. И по-хорошему это давно уже нужно было сделать.

- Может ли грядущее отключение затронуть рядовых пользователей? Тех, у кого на компьютерах или ноутбуках установлены офисные пакеты Microsoft, например тот же Word и Excel?

- Технически возможно все, конечно: бывали прецеденты, когда у человека при пересечении границы пропадали с носителей медиафайлы, потому что в одной стране, где он их скачал, они были разрешены, а в другой оказались запрещены. Но давайте не забывать, что санкции обычно вводятся все же против юридических лиц и достаточно редко против физических — и то не всех, а строго определенных. Во всяком случае, повторюсь, мы пока не знаем, что именно случится 12-го числа. Может, и ничего не случится.

- Что делать тем, у кого, например, в облаках Google хранится личная информация? Стоит ли ее куда-то заранее перекинуть?

- Повторю то, о чем сказал выше, — это нужно было сделать уже давно. Те же яндексовские или мэйловские облачные хранилища, например, прекрасно работают с телефонами на базе Android. Понятно, что сейчас кому-то, наверное, будет не очень удобно перекачивать сотни тысяч фотографий, документов и прочих материалов в безопасное место. Но на создание аварийных путей отхода было два года. И этой возможностью стоило воспользоваться.

 

«Парламентская газета» «Парламентская газета»

07:05
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2024