Мы здесь навсегда

Мы здесь навсегда

В самом неочевидном месте на юге Сибири, романтики и идеалисты поднимают кино практически «с нуля» — и это не может не вдохновлять.

«Облака плывут в Абакан, не спеша плывут облака», — за несколько дней в Хакасии эту песню Галича в исполнении Басты мы слышали столько раз, что почти выучили наизусть. И дело не в том, что в Хакасии больше нечего слушать, а в том, что местные жители действительно фанаты своей земли, и «Облака…» можно было бы назвать их национальным гимном.

После мультикультурной Москвы отношение сибиряков к своей родине поражает. «Посмотрите, какая красота», — говорят все вокруг. Потрясающая природа юга Сибири, гостеприимство местных, масштаб и размах впечатляют – как и местная настойка на кедре, которая согревает изнутри даже при пронизывающем ветре.

Режиссер Михаил Мерзликин, в «прошлой жизни» бывший учителем истории в школе, закатывает рукава рубашки и показывает татуировки на руках – это хакасские петроглифы. Такие же мы видели, когда капитан катера в красной шапочке Жака-Ива Кусто катал нас по Енисею. «Приеду в Москву на какой-нибудь фестиваль, меня будут спрашивать, что и как в Хакасии, а я им вот это все покажу» — говорит Мерзликин.

У Михаила будет не один такой шанс – в декабре в Москве состоится премьера фильма «Шаман», снятого в Хакасии и на хакасском же материале. Шаманы – своеобразное «ноу хау» этого края (хотя жители Алтая могут с этим утверждением не согласиться). Но, поездив по Хакассии, и немного пообщавшись с местными жителями, понимаешь, что вера в шаманов здесь так сильна, что ни десятилетия атеизма при советской власти, ни влияние православной церкви после, не способны ее поколебать. Шаманы изгоняют злых духов и призывают добрых, шаманы – посредники нашего «срединного» мира с миром «верхним» и «нижним», шаманы способны исцелить почти любую болезнь, и наказать человека за его грехи. Компания «Ветер перемен», главная кинокомпания Хакасии, сняла уже несколько фильмов про шаманов – в том числе отличный мультфильм «Саяна», короткометражку «Хан Арах» и документальную «Книгу степей». Полнометражный «Шаман», наша «Ведьма из Блэр», выглядит естественным продолжением.

Но история молодого сибирского кино началась без всякого потустороннего вмешательства. Просто лет пять назад успешный бизнесмен Владислав Кафеев, решил радикально сменить сферу деятельности. Он нашел единомышленников, таких же идеалистов-романтиков, и решил создать новый бренд «кино из Сибири». Штаб-квартирой стал буквально угол, арендованный в абаканском мебельном салоне – сейчас этот салон полностью принадлежит киностудии «Ветер перемен», а там, где раньше стояли шкафы и диваны, теперь располагаются «кабинеты» режиссера, сценариста, помрежа, бухгалтера… В каком-то смысле история «Ветра перемен» — это та самая «американская мечта», хотя Владиславу Кафееву это определение вряд ли понравится, он бы предпочел, скажем, термин «сибирская мечта». А, в принципе, какая разница, как ее называть – в новой реальности режиссером становится тот самый учитель истории с татуировками-петроглифами, а оператором — тунисец Сэйф Гаалул, приехавший несколько лет назад в Сибирь (!), не зная ни слова по-русски, а теперь с горящими глазами устраивающий экскурсию по павильону, и раскрывающий секреты хакасских юрт.

Первым «настоящим» фильмом студии была криминальная драма «ЧЕкаго» — ее привозили в Москву, она собрала хорошую критику и имела успех. Сюжет «молодой парень из провинции мечтает покорить большой город, но попадает в передрягу», не нов, но кино было «собрано» из множества классных абсолютно узнаваемых для любого сибиряка деталей: тут и захватывающие дух пейзажи осенней Хакасии, и местные авторитеты, сыгравшие в массовке «за идею», и даже гигантский пластиковый памятник арбузу под Абаканом, у которого делает селфи каждый второй турист.

«Шаман», второй полный метр «Ветра перемен», — тоже, с одной стороны, универсальная история, а с другой, очень локальная. Шаман «принимает» просителей в юрте, построенной внутри павильона, потому что на улице во время сьемок было минус сорок. Сам шаман, сыгран, правда, актером Юрием Майнагашевым, но максимально аутентично – у нас, московских журналистов, был шанс в этом убедиться после настоящего шаманского обряда. Будете смотреть фильм, обратите внимание на миллион деталей – начиная с ковра с оленями, и заканчивая «троном» – весь этот реквизит режиссер, помощник режиссера и продюсер, искали не на складе декораций (тут и нет такого), а по родственникам, друзьям и знакомым.

«Шаманом» дело не закончится – сейчас «Ветер перемен» заканчивает сьемки комедии «Самурай Вася». Помните эпизод из «Жени, Женечки и «Катюши», где Женя Колышкин попадает на Новый Год в немецкий блиндаж? Вот тут похожая история – советский (но при этом сибирский) солдат Вася оказывается в плену у фашистов, но те принимают его… за японца.  Фильм снимали тут же, в Сибири, в легендарном Шушенском, в котором когда-то отбывал ссылку политзаключенный Ленин. Ну да, музей под открытым небом, памятные доски с узнаваемым ленинским профилем, степенные экскурсоводы… Но не могли же одни сибиряки не пустить к себе других сибиряков, тем более киношников? В Хакасии, как и во всей Сибири, напрочь отсутствует субординация – здесь все земляки, все хотят друг другу помочь (что тоже для снобов-москвичей выглядит необычно). Поэтому «самурай Вася» (местная суперзвезда, покруче Тома Круза и Брэда Питта, московско-сибирский актер Амаду Мамадаков), снимался в декорациях настоящей деревни середины прошлого века, в тех же интерьерах, в которых читал под зеленой лампой Владимир Ильич.

После «Самурая Васи» наверняка будет что-то еще – идей для сьемок именно здесь, в Хакасии, огромное множество (одна из них – сьемки фильма про аварию на Саяно-Шушенской ГЭС). Но вообще планы у «Ветра перемен» еще амбициознее – через несколько лет они планируют построить под Абаканом настоящий сибирский киногород. В том самом бывшем мебельном салоне на самом видном месте висит план: вот здесь будут располагаться декорации под открытым небом: «деревня», «поле», «юрты», а вот здесь будет парковка и склад для реквизита. При киногороде планируют построить двухэтажную гостиницу для членов сьемочных групп и туристов – чем Абакан хуже Голливуда и Мосфильма? Звучит немного как утопия, но, с другой стороны, и лет семь назад, когда Владислав Кафеев рассказывал о своих планах, люди тоже наверняка крутили пальцем у виска. Идеалисты и романтики меняют этот мир, мы в своей Москве как-то про это подзабыли. Как там у Галича, в той самой песне, что звучит в местных радиолах на репите: «…облака плывут, облака, не спеша плывут, как в кино». И никакой хромакей не нужен.

 

7дней 7дней

23:06
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2024