Оскару Уайльду исполняется 170 лет
Как бы сейчас сказали, Уайльд родился «не в свое время». Он опередил эпоху в свободе мыслей и образа жизни, за что и был наказан своими соплеменниками. Но «дух, как ветер, веет, где хочет» – как раз благодаря этой внутренней свободе говорить то, что считаешь нужным, книги Уайльда читаются сейчас, как написанные только что, а фильмы, снятые по его вещам, смотрятся актуально и свежо, несмотря на дам в кринолинах и мужчин в смокингах. Потому что «…люди всегда смеются над своими трагедиями — это единственный способ их переносить». Прямая цитата от именинника.
«Дориан Грей» (2009, Великобритания)«Портрет Дориана Грея» — единственный роман Оскара Уайльда и самое знаменитое его произведение, сюжетом отчасти напоминает «Фауста» и во многом – «Шагреневую кожу» Бальзака. Молодой человек продает свою бессмертную душу – по версии Уайльда, в обмен на молодость и красоту. Несмотря на огромное количество экранизаций (включая утерянную версию Мейерхольда и еще одну русскую версию, с Юрием Яковлевым в роли лорда Генри), эталонной можно считать именно «Грея» в режиссуре Оливера Паркера. Ну, во первых, потому, что Паркер – главный «спец» по экранизациям Уайльда (он ставил и «Идеального мужа», и «Как важно быть серьезным»). А во вторых, потому что в этом «Дориане Грее» превосходный кастинг. Соблазнителя юных душ (и, возможно, самого дьявола) играет Колин Ферт, а прекрасного Грея – Бен Барнс, принц из «Хроник Нарнии».
«Кентервильское привидение» (1970, СССР, анимационный)Как и во всех сказках Уайльда, дети – далеко не целевая аудитория «Привидения» (ну, может, только если 12+). Но благодаря шедевру режиссеров, сестер Брумберг и художника Ланы Азарх («Три толстяка», «Кот в сапогах», «Капризная принцесса»), несколько поколений советских детей стали считать Уайльда за своего, а цитата из мультфильма «Она была дурна собой и совершенно не умела готовить» пошла в патриархальный советский народ. Роли в нашем мультфильме озвучивали звезды Малого и прочих театров, за экономку говорила Рина Зеленая, «американцем» был Евгений Весник. Не знаем, понравилось ли бы Уайльду, что из советского мультфильма убрали все намеки на религию, но финальный полет в никуда маленькой Виргинии и призрака ему явно пришелся бы по душе.
«Великан-эгоист» (1982, СССР, анимационный)Еще один замечательный советский мультик про большого и злого великана, который считал, что ему никто не нужен. В отличие от одноименной сказки, смотреть его можно даже маленьким детям, в ней нет той тоски и ощущения обреченности, которая неизбежно настигает нас во время чтения уайльдовских книг. Бонусом — чудесная музыка Бриттена и Баха.
«Сказка о звездном мальчике» (1983, СССР)Версия Леонида Нечаева, режиссера, снявшего буквально все фильмы, на которых вы выросли (и выросли ваши родители) – от «Приключений Буратино» до «Не покидай…». От Уайльда тут, честно говоря, мало что осталось – ну, разве что главный герой, ребенок удивительной красоты, с холодным жестоким сердцем. Юного актера Пашу Чернышева нашли буквально на улице, это была его первая и последняя роль в кино. В его родинку над губой советские школьницы влюбились на несколько лет раньше, чем в родинку Дмитрия Харатьяна в «Гардемаринах».
Что касается сюжета, то Леонид Нечаев внес в него свои коррективы, заменив волшебство и магию первоисточника на модные фантастические мотивы. Вместо мамы-волшебницы со «звездным покрывалом» — инопланетяне, проводящие эксперимент над людьми, да и сам «звездный мальчик» — это «последняя экспериментальная модель» инопланетного киборга.
«Идеальный муж» (1999, Великобритания)Элегантный повеса Артур Горинг соблазняет самых красивых дам высшего света. Дам играют Джулианна Мур, Кейт Бланшетт и Минни Драйвер, сэра Артура – Руперт Эверетт. Пикантность ситуации в том, что на момент съемок, Эверетт еще, кажется, не совершил «каминг аут», но, с другой стороны, и Оскар Уайльд был геем, что не мешало ему жениться на Констанс Ллойд и родить в браке детей. По фильму разбросано множество намеков на сексуальные предпочтения автора и исполнителя главной роли: например, в петлице у Артура – зеленая гвоздика (бывшая тайным знаком Уайльда к своим однополым друзьям), или мелькающая в кадре «Желтая книга» с иллюстрациями Обри Бердслея, которую Уайльд взял с собой после ареста и обвинения в содомии.
«Как важно быть серьезным» (2002, Великобритания)Тот самый фильм, в котором Руперт Эверетт шлепает Ферта по ягодицам (чистая импровизация, но режиссеру так понравилась реакция Ферта, что решили оставить как есть). Кроме этой фривольной сценки запоминается совсем молоденькая Риз Уизерспун в роли девы — розового бутончика. Специально для этого фильма стопроцентная американка Риз выучилась британскому акценту.
«Уайльд» (1997, Великобритания-Германия-Япония)Картина, о которой нельзя не написать, хотя это никакая не экранизация, а байопик. Уайльда играет Стивен Фрай, его роковую любовь, Альфреда «Бози» Дугласа – Джуд Лоу, безымянного «мальчика по вызову» — Орландо Блум (первая роль в кино). «Уайльд» — кино яркое и грустное, после которого можно в общих чертах понять и философию писателя, и его горький юмор, и нелюбовь к счастливым финалам. Потому что на самом деле циники – это, конечно, разочарованные романтики. Цитата не из Уайльда, но абсолютно в его стиле.