Как Санду хочет выиграть молдавские выборы в России

Как Санду хочет выиграть молдавские выборы в России

Эта республика в советское время ассоциировалась с солнечной погодой и фантастически плодородными землями, но сегодня на глазах меркнет. 63 процента инфляции, несколько сотен тысяч уехавших на заработки за рубеж граждан, тотальный запрет российских СМИ и крайне сомнительные уголовные дела на представителей оппозиции — вот некоторые из итогов правления Молдовой президентом Майей Санду за последние четыре года. Тем не менее ее шансы на победу на президентских выборах 20 октября 2024 года оцениваются как приоритетные — в основном из-за того, что любые тоталитарные замашки официального Кишинева всячески поддерживаются Западом. Что и кто может помешать Санду победить, а также как республика, являясь одним из аграрных центров СССР, дошла до положения прислужницы НАТО — читайте в нашем материале.

Болезни переходного возраста

Эта республика по праву носила звание одной из житниц Советского Союза. Помимо богатого аграрного сектора и больших объемов промышленной переработки сельхозпродукции, чем Молдавия славилась на весь Союз, здесь производились телевизоры, тракторы, двигатели, текстиль. Почти две трети всех товаров шли на экспорт — продукция из Молдавской республики поставлялась в более 80 стран.

Стоит вспомнить, что в составе Союза Молдавия находилась на особом положении. Республика, образованная в 1940 году по итогам подписания пакта Молотова — Риббентропа, представляла собой отошедшую к СССР Бессарабию, которая прежде входила в состав Румынии, а также территории, включавшие Приднестровье и часть Украины. Понятно, что за новой республикой с буржуазным прошлым в Союзе следили с пристрастием. Особенно после того, как во время Великой Отечественной войны Молдавия была практически сразу оккупирована присягнувшими Гитлеру румынскими войсками, а освобождена была только в 1944 году.

В Молдавии были построены электростанции, крупные промышленные предприятия, стало развиваться образование и здравоохранение. Показателем того, что советский период истории Молдавии стал ее расцветом, можно считать следующие данные — к 1991 году в республике работало вдвое больше, чем сейчас, школ (более 1800 заведений), действовали 53 научных учреждения, а в 1961 году была создана Академия наук Молдавской ССР.

Начиная с 1970-х годов центральное руководство СССР практически не вмешивалось в политику республиканского руководства — Молдавской ССР была предоставлена если не широкая, то значительная автономия. Вольница себя не оправдала — в конце 1980-х республиканский Верховный совет возглавил Мирча Снегур, который опирался на усиливающиеся с каждым годом националистические силы. Уже тогда националисты выступали под лозунгами о независимости Молдавии.

Между тем вместе с распадом Союза стал уменьшаться и потенциал ставшей к радости национал-радикалов независимой Молдовы (ее первым президентом стал упомянутый выше Снегур). Уже к концу 1990-х годов свыше семидесяти процентов предприятий, построенных в республике, были закрыты. Учитывая, что в промышленном секторе работало почти девятьсот тысяч человек из трехмиллионного населения, в республике началась безработица, о которой при СССР даже не помышляли. В результате чего молдаване стали активно искать заработки за границей — только в период до 1995 года страну покинуло 107 тысяч человек. А по данным на 2015 год, граждан Молдавии, работающих в России, исчислялось уже количеством в более полумиллиона человек. Сегодня их в нашей стране, по разным оценкам, около семисот тысяч человек.

Раскол как символ независимости

Окончание советской эпохи развернули власти республики от уже сформированных тесных связей с Россией, которая сама переживала тогда тяжелые времена, к Западу. С этого момента там последовательно стали проводить политику на разрыв связей Москвы и Кишинева.

Ярким отражением этого стал вооруженный конфликт в Приднестровье в начале 1990-х, который сопровождался массовым кровопролитием, только присутствие подразделений 14-й армии Вооруженных сил РФ спасло от смерти не одну тысячу людей. В 1992 году было подписано соглашение о прекращении огня в присутствии Президента России Ельцина, глав Молдавии и Приднестровья Снегура и Смирнова — так появилась непризнанная Приднестровская Молдавская Республика, которая по сей день проводит оппозиционную официальному Кишиневу и ориентированную на дружбу с Россией политику.

Еще одна территория, не согласная с позицией Кишинева, — Гагаузия, получившая статус автономии. Ее жителям удалось отстоять право противостоять общей линии молдавского руководства, избежав вооруженных столкновений на заре молдавской независимости. Характерная деталь — после событий на киевском майдане и последовавшей войны в Донбассе власти Гагаузии публично заявили о поддержке законной власти Украины в лице президента Януковича и выступили в поддержку самоопределения Донецкой и Луганской народных республик.

С тех пор практически при каждом новом политическом руководстве страны — от преемников Снегура «партийцев» Петра Лучинского и Владимира Воронина до нынешнего президента гражданки Румынии Майи Санду — Молдавия шаг за шагом шла навстречу Западу и в сторону от России. Даже предыдущий президент страны Игорь Додон, хоть и казался пророссийским лидером, по большому счету только выглядел таковым на фоне других молдавских руководителей-русофобов. С этой точки зрения приход в декабре 2020 года президента Санду стал, увы, логичным итогом долгого западного влияния, а где-то и давления на Кишинев. Именно при ней летом 2022 года Молдова получила статус кандидата в члены Евросоюза, молдавская армия стала регулярно проводить совместные учения с силами НАТО на территории страны.

Не случайно вместе с президентскими выборами в Молдавии, запланированными на 20 октября 2024 года, одновременно пройдет референдум о вступлении страны в Евросоюз. Собственно, положительное решение этого вопроса считают главным пунктом программы Санду на еще один президентский срок, который она рассчитывает себе обеспечить.

Цветущий край, виноград, вино, песни и зажигательные танцы - с этим ассоциировалась Молдавия у большинства жителей СССР. А государственный академический ансамбль народного танца "Жок" был известен на весь Союз. © Т. Ананьина/РИА новости

Главными оппозиционерами и пророссийскими настроенными силами в Молдавии считаются представители партии «Шор», которые регулярно приезжают в Россию и публично поддерживают контакты с Кремлем и лично с Владимиром Путиным. Неудивительно, что лидеры партии «Шор», среди которых глава Гагаузии Евгения Гуцул, подвергаются в своей стране преследованию. В том числе через возбуждение уголовных дел, которые, как утверждают оппозиционеры, откровенно сфабрикованы. А кандидату от «Шора» Василию Боле было дважды отказано в регистрации на президентских выборах (второй раз — уже как не партийному, а независимому кандидату).

Между тем основным конкурентом Санду, главным предвыборным оружием которой является административный ресурс и финансовая помощь Запада (помощь, уточним, команде Санду, а не жителям страны, где цены год от года растут, а уровень жизни падает), считается экс-генпрокурор Молдовы Александр Стояногло. Представитель оппозиционной Партии социалистов, которую возглавляет экс-президент страны Игорь Додон, как считают эксперты, имеет шанс объединить оппозицию против действующей власти. Интересно, что на посту генпрокурора Стояногло всячески дистанцировался от политики. И пошел в нее после того, как был отстранен от должности президентом Санду с грубыми нарушениями молдавского законодательства.

Демократия по-молдавски

Между тем методы, с помощью которых команда действующего президента намерена заполучить победу на выборах, многим известны. Так, на прошлых выборах Кишинев с подачи Запада сделал все, чтобы не допустить к голосованию сотни тысяч молдаван, находящихся в России, для этого на всю Россию ЦИК Молдавии было открыто всего 17 избирательных участков. Но на этот раз Кишинев сам себя переплюнул: в сентябре власти Молдовы заявили об открытии в РФ всего пяти участков, объяснив это «соображениями безопасности». А 7 октября постановлением ЦИК Молдавии их количество сократилось до двух. 

Для примера сообщим, что в странах, на территории которых находится кратно меньше молдаван, Кишинев на участки не особо скупится. Всего откроют 231 избирательный участок в 37 странах. Больше всего их будет в Италии — 60. В Германии будет открыто 26 участков, во Франции — 18, в Великобритании и США — по 17, в Румынии — 16. Вот такая она сегодня — демократия по-молдавски.

Это лишь один из «секретов» готовящейся победы Санду, которой нынешние власти намерены добиться, похоже, любыми, даже очевидно лукавыми способами. Но пока серьезных предпосылок к иному, увы, нет. Так считает политолог Алексей Мухин, который заявил нашему изданию, что «эти выборы будут проходить в полном соответствии со старыми и недобрыми демократическими традициями» Запада. Здесь, по его словам, уместно вспомнить ситуацию на парламентских выборах во Франции, где голосование построено так, что проигравший президент Макрон смог на втором этапе на вполне законных основаниях отменить победу оппозиции. В Германии после неудачных для своей партии выборов канцлер Шольц делает так, чтобы при пересчете голосов его оппоненты потеряли один мандат в парламенте, что влияет на итоговый расклад сил.

«Все эти общественные болезни, которыми страдают западные страны, очень хорошо видны в Молдавии. Видимо, Санду решила их перенять: есть у тебя оппозиция — ты открываешь на нее уголовные дела, есть оппоненты за рубежом, в России — ты просто закрываешь им возможность проголосовать. Считаю, что все подобные «преференции» в итоге и позволят Санду победить — с полного одобрения Евросоюза, который видит в ней возможность вхождения Молдавии в ЕС хоть тушкой, хоть чучелом», — заявил Мухин, добавив, что пока что в Молдавии нет настолько сильной оппозиции, чтобы противостоять тоталитарным методам Санду.

«Прививка» против Санду

Проиграть на выборах Санду может только в одном случае — если подсчет голосов будет проводиться честно. Об этом «Парламентской газете» заявил первый замглавы международного комитета Совета Федерации Владимира Джабаров. Впрочем, манипулировать результатами выборов, по его словам, в Молдавии уже научились — в основном у своих западных кураторов. Это касается и отсутствия прозрачных урн и камер видеонаблюдения на участках, и ограничение числа наблюдателей.

Между тем Джабаров уверен, что у Молдавии при неудержимо закатывающейся в ЕС Санду перспектив для поддержания не то что благополучия, а даже достатка своих граждан попросту нет — как показала практика последних лет, сельхозпродукция страны, которая всегда ко двору в России и странах ЕАЭС, мало востребована у европейских соседей. А это ключевой источник доходов для Молдовы.

«Считаю, что при ситуации, когда у власти находятся такие люди, как Санду, нам не стоит вспоминать о братских отношениях с Молдовой, чтобы ей тем самым не помогать, рождая иллюзию, будто Россия соглашается с политикой Санду. Более того, считаю, что допустим такой вариант, как запрет на поставки сельхозпродукции из Молдавии в Россию в случае победы Санду на выборах. То же самое может касаться и поставок российских энергоносителей в эту страну», — заявил сенатор.

   

«Парламентская газета» «Парламентская газета»

09:05
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2024