Бессмертная классика: как легендарная «Победа» стала межнациональным символом дружбы

Бессмертная классика: как легендарная «Победа» стала межнациональным символом дружбы

Что значит любить свою Родину? Каждый человек ответит на этот вопрос по-своему. Однако мало кто поспорит с тем фактом, что в основе этого лежит память и уважение к истории страны. А сегодня, когда подвиги советских людей пытаются предать забвению, нашему государству как никогда важно сохранить свое наследие. Именно с такой целью зародился медиапроект «Победа в наших сердцах». Его участники ежегодно совершают экспедиции по городам-героям России и дружественных нам стран. А этой осенью они посетили Сибирь и доехали до Монголии. Почему символом проекта стал автомобиль «Победа», как реагируют люди на советский автопром, и что значит «Великая Россия» ЧС-ИНФО рассказал руководитель экспедиции Игорь Илык.

В этом году колонна из раритетных автомобилей стартовала 21 сентября из Екатеринбурга и Ханты-Мансийска. Участникам медиаэкспедиции «Победа в наших сердцах» предстояло добраться до Монголии и параллельно с этим посетить множество городов России: Тюмень, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ и другие. И без того непростой путь они прошли на легендарном автомобиле ГАЗ М-20 «Победа». Заключительной точкой экспедиции стал старинный город Кяхта, после чего команда благополучно вернулась домой. Своими впечатлениями от поездки, интересными историями и дальнейшими планами с ЧС-ИНФО поделился руководитель медиапроекта Игорь Илык.


Медиапроект «Победа в наших сердцах» был инициирован в 2012 году в Ханты-Мансийске. За это время его участники посетили города-герои Советского Союза, Крым, Донбасс, страны СНГ и Европу, в том числе Берлин. Цель проекта – сохранить память о подвигах советских людей в период Великой Отечественной войны и объединить братские народы России.


– Игорь Анатольевич, ваша команда уже более 10 лет совершает такие экспедиции по всей России и за ее пределами. Но с чего все начиналось? Как пришла идея создать этот уникальный медиапроект, и почему его символом стал именно автомобиль ГАЗ М-20 «Победа»?

– В 2012 году наша команда пришла к представителям власти региона с инициативой проекта, который объединил бы между собой территории России и разные поколения, интересного не только людям старшего возраста, но и детям и молодежи. Мы для себя решили, что таким «мостиком» станет автомобиль ГАЗ М-20 «Победа». Это некий символ мирной жизни, с которым у каждого связаны свои светлые воспоминания. Машина притягивает к себе взгляд, заставляет поинтересоваться, как она появилась и зачем. Я хотел, чтобы этот автомобиль вселял во всех надежду и добро, заставлял людей быть друг к другу более лояльными и проявлять больше эмпатии к каждому. Тем более, слово «победа» многое значит для русского человека. Это не просто название, а то, что всех нас объединяет, и к чему мы всегда стремимся.

Игорь Илык

– А как у участников проекта появились такие раритетные автомобили?

– У нашего товарища отец – коллекционер советского автопрома. На первую экспедицию он дал нам свои машины, на которых мы отправились по территории Уральского федерального округа. А в 2013 году решили, что нам надо ехать по городам-героям Советского Союза. К тому моменту наша команда уже завела много друзей, а о проекте стало хорошо известно. Мы обратились к знакомым ребятам, у которых такие автомобили стояли как музейные экспонаты. Увидев наши горящие глаза и уверенность, что мы пройдем этот путь, они дали нам свои машины. В дальнейшем мы встречали разных коллекционеров, у которых брали ретро автомобили. Собственный я приобрел в 2014 году в Свердловской области перед нашей поездкой в Берлин.


В 2018 году участники проекта «Победа в наших сердцах» организовали международную медиаэкспедицию. За время своей поездки они сняли фильм, в котором рассказали о вкладе тружеников тыла в победу в Великой Отечественной войне. Эта работа стала победителем всероссийской кинопремии «ТЭФИ».


– Почему в этом году ваша команда решила отправиться в Монголию? 

– Наш медиапроект всегда поддерживал территории, которые пострадали от нападения фашистов в период Второй мировой и Великой Отвеченной войны. Поэтому в этом году мы тоже не смогли остаться в стороне. Сражение, которое состоялось на Халхин-Голе в Монголии, является исторически важным не только для этого государства, но и для России и всего мира. О нем нельзя умалчивать. Данное событие сопутствовало тому, что Советский Союз смог удержать Восточный фронт и не допустить нападения от милитаристской Японии. Самое главное, что мы смогли отстоять свои интересы у границы и помочь братскому монгольскому народу сохранить территориальную целостность страны.

Я считаю, что сегодня нам необходимо устанавливать очень плотное взаимодействие с Монголией. Меняются поколения, забывается героический подвиг советского воина, обесценивается дружба народов. Нужно в этом ключе работать, объединять нас какими-то проектами. Старшее поколение ещё помнит вклад Советского Союза, но, к сожалению, молодежь об этом забывает, и недружественные нам страны очень активно действуют на этих территориях. Поэтому мы хотели увидеть, в каком состоянии сегодня находятся наши мемориалы, памятники, помнят ли жители Монголии об этой дружбе.

– Какие впечатления у вас остались от поездки в эту страну?

– Если, например, говорить о городе Чойбалсан, мы были приятно удивлены, что там есть две школы имени Героев Советского Союза. Также увидели очень много памятников, посвященных советским полководцам, героям, советско-монгольской дружбе. Очень радостно, что там про это знают и помнят. Поэтому мы загорелись идеей, которую планируем реализовать в следующем году – приехать нашей командой в Монголию на две недели и заняться восстановлением, уборкой и содержанием одного из мемориалов, который находится прямо у границы с Китаем. После того как начали рассказывать об этом в социальных сетях, с нами связались жители Бурятии, которые сказали, что хотят в будущем поехать вместе с нами. Можно сказать, у нас создается уже межрегиональный десант.

– Перед тем как оправиться в такой дальний путь, была ли какая-то предварительная подготовка?

– Конечно, в первую очередь это касается автомобилей. Мы провели очень большую работу по замене некоторых запчастей. Планировали стартовать еще в мае, потом сместили всё на август, но в итоге удалось отправиться в путь только в сентябре. Поэтому, как бы мы не готовились, надо понимать, что это автомобили, которые находятся уже в достаточно серьезном возрасте. Но они на своем ходу, в оригинальном состоянии.


Помимо автомобилей ГАЗ М-20 «Победа», в экспедиции задействованы две машины для сопровождения на случай дорожных форс-мажоров и необходимой транспортировки, а также микроавтобус со всей медиагруппой.


– Тяжело ли преодолевать такой большой маршрут, учитывая, что меняется климат, часовые пояса, и на дорогах периодически случаются казусы?

– Когда ты находишься в этом режиме, ты не думаешь о том, что это тяжело. Задача есть – сегодня доехать до места, потому что на следующий день нужно быть на мероприятии. Был момент, когда мы двигались по степям Монголии, ребята предлагали остановиться и отдохнуть. Но я понимал, что уже скоро наступит глубокая ночь, и тогда наша команда приедет только под утро. Приходилось жестче командовать и мотивировать всех. Я приводил в пример наших дедов, которые выпрыгивали из вагонов, и сразу ложились в окопы. У них не было времени на отдых или еду. И на таких разговорах мы продолжали свой путь. Переживали больше за то, чтобы машины выдержали. Но в итоге справились и автомобили, и мы, а самое главное, что все осознавали значимость этой поездки.

– А как люди реагируют на ваши раритетные автомобили?

– Они всегда проявляют к этим машинам большой интерес, где бы мы ни останавливались, на заправке или на обочине. Удивительнее всего это было в Монголии. Местные жители смотрели на автомобили советского автопрома, подходили и начинали разговаривать на русском языке. И никакой переводчик не был нужен, диалог начинался сам собой.

А на обратном пути, когда мы заезжали в Улан-Батор, про нас узнал один местный ретро-клуб. Ребята связались с нами через социальные сети и пригласили к себе. Оказалось, что у них есть практически весь советский автопром: «Победа», «Волга», «Москвич», «Запорожец», «УАЗ» и другие. Они про каждую машину рассказали, а ещё помогли нам заменить некоторые запчасти, которые у нас сломались по пути. Мы очень сдружились и до сих пор поддерживаем связь.


«Победа» – это некий символ мирной жизни, с которым у каждого связаны свои светлые воспоминания. Она притягивает к себе взгляд, заставляет поинтересоваться, что это за машина, как она появилась и зачем. Я хотел, чтобы этот автомобиль вселял во всех надежду и добро.


– Вы много говорите именно о восприятии старшего поколения, которое ещё помнит и знает о роли советских людей в нашей истории. А молодежь сегодня патриотичная?

– Да, но с молодыми ребятами просто надо лучше работать, подбирать правильные инструменты, создавать новые механизмы, а не воспитывать их по учебникам. Откройте любую книгу по истории и посмотрите, сколько там написано про тот же Халхин-Гол. Если вы найдете 2-3 страницы об этом событии, это уже здорово будет. А сколько там можно и нужно рассказать?

Я нигде на всем пути не встретил равнодушия. К нам на встречи приходило много молодых ребят, которые оставили после себя очень хорошее впечатление. Со многими мы сдружились и сегодня активно переписываемся.

Приведу в пример Новосибирск. У нас один из участников медиаэкспедиции по профессии геодезист. Николай учился как раз в университете этого города. На одной встрече мы познакомились со студентами, которые, на удивление, тоже оказались геодезистами. Коля с ними разговорился, даже задержался ненадолго в Новосибирске, провел для них лекцию, а потом ещё навестил на обратном пути.

И таких историй было много, что очень важно. Ведь настанет день, когда я и моя команда уже не сможем отправляться в такие поездки, и кто-то должен взять этот флаг и идти дальше. Но и сегодня к нам уже присоединяются молодые ребята. В этом году с нами отправилась девушка Анна, которая встречала нас в Ханты-Мансийске с поездки на Донбасс. Она задавала мне вопросы об экспедиции, и я предложил ей в следующий раз поехать с нами, хотя не думал, что согласится. Но ради экспедиции в этом году она даже вернулась из Москвы. Думаю, ей было важно это увидеть, ощутить и познать. Я смотрю на нее, и она так по-своему на всё реагирует, потому что есть к этому интерес. И это самое важное, что такие молодые парни и девчонки будут в дальнейшем в своей среде всё транслировать.

– Мы поговорили о старшем поколении и молодежи, а в чем проявляется патриотизм лично для Вас?

– Думаю, в отношении ко всему – к своей истории, земле, семье, даже к тем решениям, которые принимаются сегодня. Оно должно быть правильное, человеческое. Я считаю, даже в тех словах приветствия, которые мы произносим, встречая друг друга на улице: «Здравствуйте», «Добрый день», это уже закладывает в людях чувство патриотизма, своей значимости, в той стране, где ты живешь и вырос. Очень важно, чтобы каждый это понимал.

Говоря про подрастающее поколение, конечно, во многом мы ответственны за то, что сегодня они без интереса относятся к истории наших дедов и прадедов. Им сложно это воспринимать, если они не видели воочию фронтовиков. Поэтому мы должны активно работать, рассказывать про это, напоминать.


Слово «победа» многое значит для русского человека. Это не просто название, а то, что всех нас объединяет и к чему мы всегда стремимся.


– Как вы считаете, почему даже спустя столько лет существования проекта, он все ещё важен?

– В одной из поездок мне однажды сказали: «Вы делаете больше, чем дипломаты». Потому что мы не просто говорим о значимости дружбы народов, а выстраиваем «мостики» с людьми. Например, с монгольской стороной наша команда каждый день списывается. И то же самое у нас по всей территории России. Со всех городов, где мы были, нам пишут люди и спрашивают, как у нас дела, добрались ли мы, что они переживают за нас. И это замечательно. Мы знаем, что они делают у себя на территориях, а они о наших планах. Проект позволяет людям объединиться не только вокруг истории Великой Отечественной войны, но и той, что пишется сегодня. Ведь если мы начнем забывать про подвиги наших дедов, то как нам тогда говорить о сегодняшних героях, участниках специальной военной операции? Поэтому очень важно, чтобы каждый понимал, насколько значимую роль играет связь поколений.

– Великая Россия – какая она?

– Великая Россия – это страна, в которой ценится ее многонациональная культура. Она будет такой, когда мы перестанем разделять друг друга на своих и чужих через вероисповедание или территориальную принадлежность. Возможно, я мыслю так, потому что вырос в Советском Союзе. Но я считаю, что именно тогда мы были великой страной, и сейчас ее восстанавливаем. Главное, чтобы была поддержка, понимание друг друга несмотря ни на что. Нам не избежать каких-то сложностей, проблем, конфликтов. Но Россия никогда ни от кого не отворачивалась. И я думаю, наша страна в этом плане отличается от всего мира. Во что бы то ни стало, мы всегда протянем руку помощи, поймем, сможем поддержать. Мы все должны быть вместе, нацелены на победу, добро и мир. Потому что мир, он все-таки настанет, а после этого и Великая Россия, к которой все будут тянуться.

Фото из группы в вк «Медиаэкспедиция «Победа в наших сердцах»» 

Сообщение Бессмертная классика: как легендарная «Победа» стала межнациональным символом дружбы появились сначала на ЧС-ИНФО.

 

«Сибирское слово» «Сибирское слово»

14:08
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2024