Фиктивные студенты
По версии следствия, Борзов действовал не один: в схему был вовлечён предприниматель Валерий Урбан, который занимался фиктивными документами. Ещё один арестованный – гражданин России, Сирии и Швеции Хамед Ахмед. Всего в качестве подозреваемых по делу проходят девять человек.
Оформляя приглашения для «обучения» в институте, Борзов и Урбан помогали иностранцам получать разрешения на временное проживание в России. Через эту схему на территорию РФ въехали более ста человек из Сирии, Египта, Туркмении и ряда арабских республик. Ни в какие образовательные организации они, естественно, не поступали. Следствие считает, что «клиентам» оказывались и другие услуги – адаптация и трудоустройство.
«Сообщники искали иностранцев, которые желали продлить своё пребывание на территории России. Для получения разрешительных документов им предлагалось оформить учебные визы без реального обучения в вузе или заключить фиктивный брак, а также осуществить незаконную постановку на миграционный учёт. Стоимость этих услуг варьировалась в диапазоне от 10 до 130 тыс. рублей», – рассказала представитель МВД России Ирина Волк.
Схема, как полагают правоохранители, функционировала долгое время, поскольку была продумана и устойчива. За несколько лет члены группы могли заработать порядка ста миллионов рублей. Во время обысков по месту жительства и в рабочем кабинете ректора силовики обнаружили пригласительные документы на иностранных студентов и более 760 тыс. рублей наличными.
Сейчас Борзов заключён в СИЗО до 5 января 2025 года. Урбан и Ахмед также находятся под арестом. Все трое вину не признают. Остальным участникам избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.
45-летний Александр Борзов родился в Ленинграде, получил юридическое образование в Северо-Западной академии государственной службы при президенте РФ. В марте 2022 года он был назначен ректором СПбРСИ, созданного 13 лет назад и имеющего государственную лицензию. Согласно данным СПАРК, его финансовые показатели за прошлый год – 96 млн рублей оборота и 4 млн рублей прибыли. Учредители института – компания «Издательство СПБКО», которую возглавляет родственница Борзова, и ООО «Петроконсалтинг», принадлежащее самому Борзову.
Тренд на борьбу с незаконной миграциейПо данным на 1 октября 2024 года, в России находятся более 6,5 млн иностранцев, из них порядка 740 тыс. – нелегалы. МВД сообщает, что число депортированных из РФ иностранных граждан с 2015 года выросло в полтора раза. Но одновременно фиксируется и активный рост нелегальной миграции.
В Петербурге силовики раскрывают каналы легализации иностранцев один за другим. Только за период с января по август текущего года в Северной столице зарегистрировано 2105 подобных преступлений. Это в 2,2 раза больше показателя за аналогичный период прошлого года.
В июле в Центральном районе полиция обнаружила коммерческую фирму, которая за два месяца легализовала 40 иностранцев. Доход «предпринимателей» составил около 350 тыс. рублей. В октябре после рейда на Сенном рынке и в Апраксином дворе в военкомат были доставлены более 150 иностранцев, получивших российское гражданство, но не вставших на воинский учёт.
– Возможно, сейчас это показуха для отчётности: мы начали активно действовать –вот, смотрите, сколько мы задержали. Задерживают десятки, а при определённых рейдах – сотни, но в Россию въехали миллионы мигрантов. Сколько из них попали сюда незаконно? Думаю, гораздо больше, чем то количество, которое выявили. Но сотрудники правоохранительных органов движутся в правильном направлении. Надо действовать, работать активнее. Приобретение документов и разрешений, их продление за плату поставлено на поток. Для этого создано много организаций, – говорит адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Алексей Хайдаров.
Язык, погранконтроль и оргнаборыРабота над наведением порядка в миграционной политике ведётся и на законодательном уровне. В Санкт-Петербургском ЗакСе в прошлом году была создана рабочая группа для корректировки миграционного законодательства.
– Даже в сфере образования таких примеров незаконной миграции было много: делали квоты и выдавали свидетельства о знании русского языка. Но от этого зависит безопасность граждан России. Из-за наплыва мигрантов социальные учреждения получают большую нагрузку, в некоторых школах детей мигрантов стало очень много, иногда даже больше, чем российских детей. Они часто ведут себя по-хамски, вызывающе, не знают язык, наблюдается рост преступности не только среди взрослых мигрантов, но и среди младших поколений. Доходит до того, что наши дети боятся идти в школу или класс, где учатся дети мигрантов, — комментирует ситуацию председатель комиссии Константин Чебыкин.
В сентябре в калининградской школе №7 произошёл скандал, по следам которого глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин инициировал проверку. Родители пожаловались в школьном чате, что некоторые первоклассники не знают русский язык. Ими оказались шестеро детей мигрантов из Средней Азии, которые при этом ещё и притесняли одноклассников. В школе был нарушен образовательный процесс. В ответ на жалобы директор посоветовала родителям самим изучить узбекский язык.
В настоящее время в Госдуме рассматривается законопроект, согласно которому дети мигрантов не могут быть зачислены в школы без подтверждения владения русским языком.
На заседаниях рабочей комиссии в петербургском ЗакСе тоже рассматривали вопрос об ограничении доступа к дошкольному образованию детей из семей мигрантов, родители которых не трудоустроены официально и не платят налоги. Для этого необходимо скорректировать федеральный закон «Об образовании». – Ещё один из вопросов, который обсуждался, – усиление контроля на границах. Представители СК РФ предлагали использовать при въезде все последние технологии – сканирование сетчатки глаза, дополнительную дактилоскопию, потому что бывает такое, что мигранты после выдворения могут просто поменять одну букву в имени и снова въехать в Россию, – рассказывает Константин Чебыкин.
В ближайшее время состоится более расширенное заседание, в котором примут участие и столичные эксперты.
– Оргнабор – один из выходов, который я вижу. Это когда представители бизнеса, государства, коммерческих структур приезжают в определённую страну, чтобы набирать нужных специалистов. На территории России они будут жить в специальных деревнях, где для них будут созданы условия, чтобы жить в культуре и религии их страны. Если они въехали к определённому работодателю, то уже он за них отвечает. А если разорвали контракт, он же обязан отправить их обратно, – делится своим мнением председатель комиссии.Не все мигранты оказывают негативное влияние своим присутствием на территории нашей страны. Чаще всего в нарушениях закона замешаны выходцы из стран СНГ. Но есть примеры и хороших, дисциплинированных специалистов из других стран – Индии, Северной Кореи, Вьетнама, отмечает эксперт.