Изъять нельзя обжаловать: коррупции отменили сроки давности

Изъять нельзя обжаловать: коррупции отменили сроки давности

Конституционный суд (КС) РФ пришел к выводу, что в законодательстве предельных сроков для изъятия активов у коррупционеров нет. И даже если прошли десятилетия, незаконно нажитое может быть обращено в доход государства, ведь коррупция считается особенно опасным социальным явлением. А те, кто замешен в ней, лишены права на реабилитацию неправомерно нажитого капитала даже спустя годы. Законодатели могут установить для таких дел специальные сроки, но они в любом случае должны превышать 10 лет.

Поводом для того, чтобы рассмотреть вопрос коррупции, послужил запрос в КС Краснодарского краевого суда, где рассматривается иск об изъятии у коррупционеров имущества. Речь идет о деле, в котором ставится вопрос, можно ли изъять у ряда лиц в пользу государства активы общей стоимостью 9 млрд рублей, полученные от коррупционных правонарушений за 2001–2004 годы. Об этом пишет журнал «Профиль».

Дело в том, что ответчики пожаловались в краевой суд и настаивают, что решение вынесено за пределами сроков исковой давности – установленного периода для обращения в суд. По общим правилам на это отводится три года, в ряде случаев – 10 лет. Но надзорный орган посчитал: на такие дела сроки давности не распространяются, так как речь идет о защите не материальных прав, а интересов всего общества и государства.

По мнению судьи Верховного суда Андрея Марьина, срок давности «следует рассматривать не как средство для освобождения от ответственности лиц, совершивших правонарушения, в том числе коррупционного характера, а в качестве стимула для правоохранительных органов своевременно проводить необходимые проверки и вовремя выявлять коррупционные правонарушения, – цитирует судью журнал «Профиль». - Поскольку именно длительное бездействие соответствующих органов, позволяющее коррупционерам вести многолетнюю деятельность, представляет наибольшую угрозу публичным интересам общества и государства».

Конституционный суд, по сути, согласился с доводами Генпрокуратуры и заявителя: установленные в ГК РФ сроки давности в три года и 10 лет не должны применяться по искам прокуроров об изъятии у коррупционеров в пользу государства незаконно нажитых активов. Но законодатели вправе оговорить специальные сроки для предъявления таких исков, которые будут «существенно» длиннее. При этом в них не должны включаться периоды, когда коррупционер сохранял возможность влиять на деятельность государственных институтов или их сотрудников.

«Поскольку именно незаконное обогащение является конечной целью совершения деяния коррупционной направленности, государство обязано принимать такие меры, которые любую попытку достигнуть подобной цели делали бы бессмысленной и бесперспективной», – объяснил свою позицию КС. В связи с этим он признал оспариваемые нормы Гражданского кодекса РФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в которой они позволяют распространять на антикоррупционные иски прокуроров исковые сроки давности в три года и 10 лет.

При этом суд отметил, что при обращении имущества коррупционеров в доход РФ не должны нарушаться права добросовестных третьих лиц. За прошедшие годы имущество может быть, к примеру, продано не замешанным в коррупционных схемах гражданам. И отбирать у них активы нельзя. Вместо этого эквивалент стоимости такого имущества следует взыскивать с коррупционера.

Кроме того, отдельно Конституционный суд подчеркнул, что вывод о неприменении сроков давности касается исключительно антикоррупционных исков прокуратуры. Он не распространяется на иные иски прокуроров, в том числе по делам, связанным с нарушениями порядка приватизации. Это решение уже называют «судьбоносным».

 

«Newsler.ru» «Newsler.ru»

23:08
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025