Любимая усадьба Ильи Репина переезжает в связи с реставрацией
Музейный переезд – это не просто разложить вещи по стопкам и отправить их в коробки. Для каждого предмета здесь индивидуальная упаковка. Уникальное наследие «солнца русской живописи» – Ильи Репина – скрывают под слоями бумаги и пленки.
– Чтобы не было заломов на ткани. Чтобы ткань, вышитая серебряными и золотыми нитями, не терлась друг об друга и не создавала механических повреждений.
Бережно упакованный экспонат обязательно маркируют – согласно инвентарному номеру. Он словно ключ к древнему языку, на котором говорят только музейщики.
Музейные хранители шутят, для них переезд равен двум пожарам. Все сложить, пронумеровать, упаковать и ничего не перепутать, а главное не сломать, тем более, когда вокруг неразбериха и хаос. На прежнем месте разве что работы любимицы художника – его дочери Веры. А вот так, прислонившись к стенке, в очереди на упаковку эскиз к картине «Заседание Государственного совета», а еще прямо на стульях, разложены уникальные вещи, которые, если внимательно приглядеться, покажутся знакомыми.
Усадьбу в Куоккале, как известно, Репин очень любил. Здесь он прожил целых 30 лет. Неудивительно, что в «Пенатах» до сих пор бережно хранят все, что связано с именем художника. Это, например, те самые старинные сафьяновые сапоги с картины «Иван Грозный и сын его Иван». Их Илья Ефимович приобрел для натурщика в одном из петербургских театров. А эта бандура успела засветиться сразу в трех шедеврах: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница» и «Гопак» – эта картина стала последней картиной в жизни Репина.
На полпути в коробку эти черно-белые снимки. Самый знаменитый – Илье Репину позирует Федор Шаляпин.
С тех пор турецкий диван, на котором лежал великий бас России, стал называться «шаляпинским». Он одним из первых покинул «Пенаты» и отравился в музей Академии художеств, где ближайшие два года будут храниться самые ценные экспонаты.
«Репин написал, как мы видим, голову, и достаточно хорошо, но туловище углем. Репин пытался без натуры закончить портрет. Он ему не нравился, этот портрет. И после революции Репин понял, что ему Шаляпина не дождаться, и записал портрет обнаженной барышни. Поверх. Это свойство репинской живописи», – сказала хранитель экспозиции и фондов Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» Вера Ловягина.
Кстати, именно по этим фотографиям удалось возродить усадьбу буквально из пепла. В годы войны в дом попала бомба. Благо, в Петербург успели вывезти большинство мебели. А вот такими Пенаты точно никто не видел. Голые стены и полупустые комнаты, в которых переезда ждут оставшиеся экспонаты. В гордом одиночестве стоит рабочий стол Репина, а это кресло, в котором живописцу позировали ученый Владимир Бехтерев, возлюбленная Максима Горького актриса Мария Андреева, артист Александринского театра Павел Самойлов.
Теперь он самый обычный. Временно. Карусель, на которую ставились блюда, вот-вот унесут. Кстати, Репина и его супругу в наше время назвали бы эко-активистками: еда была только вегетарианской, Наталья Нордман также не носила натуральный мех. Да и сама дача была особенной. Чего только стоят знаменитые «репинские среды», на которые словно мотыльки на огонек слетался весь цвет петербургской интеллигенции. Все в этом здании сделано по замыслу и желанию художника. Простой одноэтажный финский домик превратился в настоящий русский терем. Но были и другие сравнения.
«Это была его первая мастерская. И здесь очень прекрасно, когда приехал сюда в 1904 году Стасов, он назвал эту пристройку попугайской клеткой. Потому что она восьмиугольная, с такой вот крышей. И здесь очень хорошо видно, почему нужна реставрация дома. Вот видите, стекла уже растрескались, они требуют замены. Здесь бывали и протечки», – добавила хранитель экспозиции и фондов Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» Вера Ловягина.
И дому срочно нужен не просто ремонт, а масштабная научная реставрация. Дерево во многих местах прогнило и поросло мхом.
«Самое страшное – это несущие балки, которые прогнили в отдельных местах. И самый проблемный фасад – это северный, потому что он практически не прогревается солнцем и не просушивается», – сказала заведующая Музеем-усадьбой И. Е. Репина «Пенаты» Елена Гладкова.
Работы коснутся почти всего: фундамент, водоотведение, освещение, инженерные сети, системы пожарной безопасности. Особенно важно разобраться с теплоизоляцией. В нынешних условиях температурно-влажностный режим соблюдать сложно.
«Подрядчик изучит здание изнутри и определит, какие конструкции оставить, а какие следует заменить. Даже невооруженным взглядом, наблюдая за фасадом дома, мы можем видеть, что существуют отдельные фрагменты, которые требуют замены из-за того, что влага попадала, просачивалась», – добавила Елена Гладкова.
«Пенаты» хоть и закрывают свои двери, но уникальное наследие художника будет доступно. И станет еще ближе. В конце ноября в Музее-академии художеств откроется выставка «Репин. Детали». Открыт будет и сад вокруг усадьбы. В переносных беседках разместятся временные экспозиции. Сотрудники музея немного с грустью и тревогой в сердце покидают «Пенаты». Впереди два года реставрации. Главное, сохранить ту самую репинскую атмосферу, которая, как кадры старинной кинопленки, переносит зрителя в начало 20 века.
Реставрация еще не началась, но кажется, все будто замерли и уже ждут, когда под гордо развивающийся флаг с надписью «Пенаты», можно будет снова зайти в гости к великому Репину.