Педиатр рассказала, чем чаще всего болеют тульские дети
Педиатры – значимые люди в жизни многих родителей. И, конечно же, их детей. Это те самые врачи, которые понимают, что нужно малышам, заботятся об их здоровье с самого рождения. Как создать условия для защиты детского здоровья обсудим с заведующей детского консультативно-диагностического центра Тульской детской областной клинической больницы Юлией Тереховой.
Чтобы быть педиатром, нужно иметь не только знания медицинские, но ещё подход к детям. Что вы расскажете об этой профессии? Какие тонкости?
Ни один вам врач педиатр не скажет, что работать легко с детьми, потому что к каждому ребёнку необходимо найти подход. И к ребёнку новорождённому, и ребёнку первого года жизни, который уже начинает отличать своих родителей от чужих, и детей дошкольного возраста. И самая интересная, наверное, категория детей = это подростки. Ко всем нужно найти подход, причём не только к детям, но и к их родителям. Поэтому врачу педиатру приходится осваивать и психологию, в том числе.
Для того, чтобы расположить детей к себе, врачи педиатры используют разные хитрости, уловки: это и игры различные, пальчиковый театр и так далее. Для того, чтобы расслабить ребёнка на приёме можно использовать раскраски, книги какие-то увлекательные, моя любимая книга про Айболита, потому что она предрасполагает, что ребёнок пришёл на приём к доктору, и таким образом, мы тоже можем его немножко успокоить и расположить к себе.
В том случае, когда ребёнок боится врачей?
Да.
Время приёма ограничено. Как успеть за это время и расположить ребёнка, и осмотреть его?
Да, время приёма действительно ограничено. Это 15-20 минут в среднем. За это время мы должны и с мамой побеседовать для того, чтобы собрать жалобы, анамнез заболевания, и ребёнку уделить время, чтобы провести осмотр. Но стараемся параллельно, разговаривая с мамой, располагать ребёнка к себе.
Маленькие дети чаще всего болеют больше, чем взрослые. Как укрепить иммунитет?
Все дети, они так или иначе болеют. Это неотъемлемая часть взросления, это становление иммунной системы, знакомство с новыми вирусами, бактериями и другими микроорганизмами. И мы должны понимать, насколько часто болеет, опираясь на каждую конкретную ситуацию. Но вообще для того, чтобы снизить частоту респираторных инфекций у детей, мы должны рассказывать родителям о важности режима дня, о рациональном питании детей, учить с раннего возраста мыть руки ребёнка после того, как он пришёл домой, очень частое мытьё рук для того, чтобы минимизировать контакты с инфекциями.
Если заговорили о режиме дня и питании, каким он должен быть?
Хочется сказать, что рациональное питание- это очень важная составляющая в жизни ребёнка. Обязательно должен быть завтрак. Сейчас участились случаи, когда дети отказываются от завтрака. Такого быть не должно, дома мы должны покормить ребёнка полноценно. Не бутерброд с колбаской, а все-таки это должен быть омлет, запеканка, каша. Можно добавить фрукты, орехи, мед, если ребёнок переносит.
В школе у нас есть горячие обеды. И мы все-таки должны рекомендовать детям обедать в школе. Если такая ситуация невозможна, то приготовить ребёнку ланчбокс, которым он сможет перекусить в школе. Помимо фруктов и овощей в рационе должны быть мясо и рыба – это источник полноценного белка, жиров и других витаминов, микроэлементов, которые являются неотъемлемой частью функционирования иммунной системы.
Родители часто сталкиваются с тем, что дети просто отказываются есть. Не хочу, не буду. Ждать, пока он проголодается или выходить из-за стола нельзя, пока не съешь.
Когда анализируем такую ситуацию, то получается, что дети отказываются от еды. Но это происходит из за того, что у них много перекусов разных. Мы убираем вот эти перекусы, печенья, булочки, сладкие конфеты. И когда мы это убираем, ребёнок нормализует свой рацион питания. Это действительно работает.
Дети сейчас много времени проводят в гаджетах. Понятно, что зрение может ухудшаться, если часто сидеть, а вот на психику как это влияет?
Использование гаджетов действительно влияет и на психику, потому, что дети становятся очень нервными, они перевозбуждаются. Иногда они могут терять связь с реальностью, поэтому количество гаджетов и время проведения в них мы должны ограничивать. Для детей это в среднем 20-30 минут в день. Если есть потребность пользоваться гаджетами больше, то хотя бы делать несколько часов между использованием гаджетов.
Если говорить об игрушках, какие бывают опасные, что чаще всего становится причиной травм детей?
Сюда можно отнести игрушки, которые содержат в себе мелкие части, которые плохо прикреплены к самой игрушке, потому что дети любознательные, они могут помещать мелкие части себе в нос, проглатывать их. И, соответственно, это потребует медицинского вмешательства.
Теперь затронем отдых детей. Говорят, что вывозить на море, дышать морским воздухом – это полезно. Действительно ли это так?
Это действительно полезно, потому что помимо смены климата, здесь ещё важную роль играет повышенный уровень инсоляции, а вместе с ним мы получаем витамин D. Как правило, на отдыхе дети потребляют большее количество фруктов, овощей, больше времени проводят на свежем воздухе. Поэтому здесь одни только плюсы. Я думаю, что вывозить ребёнка на море достаточно 1 раз в год. Если у кого-то есть возможность делать это чаще, пожалуйста, можно и 2, и 3 раза в год.
А что касается перелёта, некоторые думают, что нельзя детей в самолёте в юном возрасте перевозить.
Детей можно перевозить в самолёте, начиная с периода новорождённости, с нескольких месяцев жизни – это довольно безопасно при учёте, если у них нет других патологий центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы. Поэтому лучше перед перелётом проконсультироваться с врачом педиатром.
Поговорим о болезнях, которые чаще всего выявляются у деток. Чем они болеют?
Сейчас сезон ОРВИ. Если мы разберём структуру заболеваемости, то, конечно, болезни органов дыхания на первом месте. Но опять сюда относится больше вирусное, бактериальное поражение органов дыхания. Как гастроэнтеролог могу сказать, что болезни органов желудочно-кишечного тракта у детей тоже, к сожалению, очень распространены, и здесь свою лепту вносит и неправильный характер питания, и повышенные нервно-психические нагрузки у детей.