ОГЭ: пан или пропал
Председатель Государственной думы Вячеслав Володин всерьёз озаботился перегруженностью школьников и, как следствие, целесообразностью проведения ОГЭ:
«Зачем ОГЭ сдавать, если ребёнок идёт поступать в колледж, техникум, училище?».
В итоге Комитету по просвещению поручено организовать обсуждение данной темы с участием профильного министра Сергея Кравцова.
Чиновники из Минпросвещения и Рособрнадзора, будто предвидя, что к ОГЭ могут возникнуть вопросы, с лета начали говорить о необходимости повышения его статуса и значимости.
Заявления Рособрнадзора о намерении перевести ОГЭ на 100-балльную систему и использовать его результаты для зачисления в профильные классы и колледжи – очередной виток истории с выдавливанием детей из школ после девятого класса, с которой мы боролись в течение всего лета и в начале учебного года, считает председатель общественного движения «Родители Москвы» Илона Менькова.
– Летом всем активным родителями, которые были готовы бороться за права своих детей, удалось противостоять чиновникам и добиться возвращения в десятый класс, незаконно отчисленных из школ учеников, – рассказывает собеседница. – Теперь управленцы от образования ищут новые способы, как лишить школьников права на среднее общее образование, которое по закону положено каждому. Их интерес заключается и в том, чтоб придать ОГЭ хоть какую-то статусность, поскольку сейчас он является бессмысленным экзаменом. Мы уже видели, что в Москве в большинстве школ просто ликвидировали общеобразовательные классы, а всех детей, которые не прошли отбор в профильный, пытались отчислить и заставить идти в колледжи. Вопрос в том, что будет, если ученик не сдаст ОГЭ на проходной балл ни в профильный класс, ни в СПО. Его выгонят на улицу?
Общественница уточняет, что, по действующему законодательству, каждый российский ребёнок обязан получить среднее общее образование.
Выдавливание девятиклассников из школ происходит не просто так – государству не хватает рабочих рук. Но проблема в том, что зарплаты у представителей рабочих специальностей крайне низкие, то есть из этих детей хотят принудительно вырастить дешёвую рабочую силу.
– Между тем, для решения проблем с кадрами нужно просто достойно оплачивать труд синих воротничков, тогда детей не придётся загонять силком на рабочие специальности, – отмечает Менькова. – Приём в колледжи должен осуществляться исключительно по внутренним экзаменам, а не по ОГЭ или среднему баллу аттестата. При этом необходимо ввести жёсткое наказание для сотрудников СПО, которые попадутся на попытке протащить кого-либо по знакомству или за материальное вознаграждение. Преподавателям средних учебных заведений, как и сотрудникам вузов, необходимо увеличивать зарплаты, чтобы они дорожили своим местом и боялись его потерять. А всем детям, которые хотят продолжить обучение в старшей школе должно, быть гарантировано место в общеобразовательном классе без какого-либо отбора.
Усиление ОГЭ ударит по школеЕсли изменение статуса ОГЭ будет иметь место, то вступит оно в силу не ранее 2026 года. Опрошенные «Октагоном» эксперты полагают, что отмена экзаменов в ближайшем будущем маловероятна, а вот повышение их значимости вполне возможно. При этом такой вариант развития событий повлечёт за собой серьёзные изменения во всей системе среднего образования.
– Необходимо понимать, что усиление роли ОГЭ означает повышение контроля за его проведением, – говорит учитель математики Сергей Терещенко. – Появятся камеры, рамки, наблюдатели – как на ЕГЭ. Сейчас экзамены в девятом классе массово списываются с купленных ответов. Если взять и без предупреждения провести ОГЭ под строгим контролем, полагаю, что по той же математике мы получим не менее трети неудовлетворительных результатов. После этого у родителей и не только возникнет ещё больше вопросов к качеству школьного образования. Рособрнадзор не может этого не понимать, поэтому, как мне кажется, реформы ОГЭ в случае их утверждения, будут проводить с отсрочкой в два–три года. По опыту ЕГЭ мы знаем, что на проведение экзамена расходуются большие средства из бюджета. Вопрос, есть ли они сейчас на ОГЭ.
Сейчас дети часто выбирают самые лёгкие предметы, например географию. Как только ОГЭ станет вступительным экзаменом, так сделать будет уже нельзя. Всё обучение в средней школе – до и после девятого класса – превратится в сплошное натаскивание на сдачу экзаменов по нужным дисциплинам. Другие предметы уйдут на второй план. Это придёт к окончательной деградации средней школы и ударит по карману родителей. Повышение статуса экзамена, вынудит взрослых нанимать больше репетиторов для подготовки ребёнка.
Родители обращают внимание на то, что система поступления в колледжи по аттестатам, действующая сейчас, тоже необъективна. Уровень знаний на пятёрку может заметно отличаться в разных школах. К тому же при выставлении оценок значение имеют и отношения с администрацией школы и учителями. Помимо этого, при высоком среднем балле аттестата может быть тройка по одному или нескольким профильным для специальности в колледже предметам и пятёрки по второстепенным.
– Отчасти родители правы. На самом деле наиболее востребованные колледжи уже давно принимают по среднему баллу, выведенному только за часть оценок по определённым предметам, – отмечает кандидат педагогических наук Александр Соколов. – Некоторые колледжи проводят и собственные вступительные экзамены. Но Рособрнадзору и Минпросвещения это не очень нравится – они хотят держать ситуацию под своим полным контролем. Что касается ОГЭ, то для повышения качества образования, а не его окончательного уничтожения, его отмена была бы лучшим вариантом. Иначе вместо нормального школьного образования после начальной школы нас ждут только курсы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.