Эрмитажу — 260. Михаил Пиотровский рассказал об открытости и консерватизме главного музея страны

Эрмитажу — 260. Михаил Пиотровский рассказал об открытости и консерватизме главного музея страны

Своего рода подарком для петербуржцев стали картины из собрания музея, которые можно было увидеть на этой неделе на брандмауэрах городских зданий. Вообще, это феномен Эрмитажа — существовать в своём физическом воплощении в самом сердце Северной столицы и присутствовать одновременно в нескольких измерениях, в цифровом — и здесь Эрмитаж шагнул намного дальше световых проекций, и нести высокую музейную культуру далеко за пределы Петербурга. И об этом тоже говорил на этой неделе директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на виртуальной встрече со зрителями. При всей открытости прогрессу и новым технологиям, Эрмитаж — великий консерватор, настаивает Михаил Пиотровский. Именно консерватизм позволяет сохранять традиции и уберегает от безоглядных экспериментов, которые легко превращают музей в Диснейленд.

«Есть консерватизм, а есть консервы. Консервы быстро портятся. А консерватизм не портится, потому что он сохраняет традиции. Без традиций нет ни настоящего, ни будущего. Без традиции нет памяти, а без памяти нет человека. Если вы потеряете память, вы — овощ. Вот поэтому вот на этой основе всё строится. Дальше уже консерваторы строят лучше, чем слишком увлечённые новаторы», — сказал Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Кроме интернет-пользователей, к разговору с директором Эрмитажа в этом году присоединились и нейросети. Игра для Михаила Пиотровского — угадать, какой вопрос задал искусственный интеллект. Угадать оказалось непросто — формулировки прекрасные, но разгадать алгоритм их создания удалось почти сразу.

«Я так подозреваю, что искусственный интеллект в данном случае научен на моих интервью», — отметил Михаил Пиотровский.

А что происходит в Эрмитаже? Здесь впору спросить — какой Эрмитаж имеется ввиду? В виртуальном пространстве сегодня доступны все залы музея. Идея присутствовать всюду в земном воплощении, рассказывает Михаил Пиотровский, реализуется в проектах «Центры-спутники Эрмитажа». Своего рода представительства музея в регионах России — сейчас их пять. В самом Петербурге есть второй Эрмитаж — в Старой деревне, где реализуется идея открытых фондохранилищ. География зарубежного партнёртсва в последние годы сильно изменилась, но это не значит, что партнёрство, а Михаил Борисович предпочитает слово «совместность», исчезло совсем.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Наша схема работы с Китаем строится вот на такой очень увязанной совместности. Даже если выставки мы готовим, то у нас будет большая царская выставка в Китае и большая царская выставка у нас. Династия Романовых, династия Цин — одновременно и там, и тут будут параллельные разговоры», — сказал Михаил Пиотровский.

Более часа в прямом эфире! «Об Эрмитаже нельзя через запятую» — ещё одна цитата из разговора с Пиотровским. Но в тираж улетели другие его слова.

«Директор Музея современного искусства в Нью-Йорке Глен Лаури. Он тоже востоковед, как и я. Он проработал в музее более 30 лет. У него тоже, как у меня, готовится смена караула», — сказал Михаил Пиотровский.

«Смена караула» — эта фраза дала свободу для интерпретаций и почти сенсационных предположений. Впрочем, как не раз говорил Михаил Пиотровский, важен контекст. Эрмитаж как раз то место, где можно научиться видеть главное.

 

Телеканал Санкт-Петербург Телеканал Санкт-Петербург

22:05
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2024