Новгородский театр драмы показал серый Петербург глазами сумасшедшего
Новгородский академический театр драмы имени Достоевского представил премьеру спектакля «Двойник». Режиссер-постановщик и автор инсценировки повести — Иван Судаков.
История о мелком чиновнике Якове Петровиче Голядкине (Матвей Швыденко), который на протяжении длительного времени унижал себя, пока не создал вторую личность в виде двойника (Дмитрий Поляков), взята из ранней малой прозы отечественного классика Фёдора Достоевского. Копия, наделенная недостающими главному герою качествами характера: смелостью, харизмой, наглостью, занимает его место. В конечном итоге, это привело к насмешкам общества, которое довело Голядкина до потери всяческого уважения и отправке в больницу для душевнобольных.
Иван Судаков подробно инсценировал первую половину произведения — до того, как Голядкин осознает существование своего двойника. Особенно крупной получилась сцена приема у доктора Христиана Ивановича Рутеншпица (голос — Артём Символоков, сценическое движение — Маргарита Сакович). Врач уже подозревает некие психологические проблемы в пациенте. На сцене в это время герой Матвея Швыденко обращается к зрительному залу, когда на заднем плане фигура врача, сгорбившись, занимается своими делами. Когда он подходит к Голядкину, то оказывается, что на лице у него противогаз — элемент, скорее, вызванный бурным воображением главного героя, а также особенность профессии Христиана Ивановича: по ходу диалога он использует его как стетоскоп.
Вторая важная сцена — это разговор Голядкина с Антоном Антоновичем Сеточкиным (Артём Символоков). Протагонист пытается утвердиться в существовании двойника, поэтому спрашивает начальника о сходстве между ним и Голядкиным-младшим. У Ивана Судакова в эта сцена построена как физическое унижение Якова Петровича, которому тот не сопротивляется. Персонаж Артема Символокова буквально использует теряющего рассудок героя в качестве трости или поручня, когда взбирается по небольшим декоративным домикам, дергает его за лицо, а в финале сует руку для поцелуя. На все подобные неприятные действия Яков Петрович отвечает повиновением и терпением.
Через пластическую партитуру выразительно проявляются и отношения Голядкина со своим двойником. Они то синхронизируются, то зеркалят друг друга. А в момент их окончательного расслоения, раздвоения личности у главного героя, Голядкин-младший гиперболизирует естественную пластику оригинала. Затем он и вовсе появится в огромной маске, символизирующей фантомность персонажа, а его поступки станут энергичнее и эмоциональнее — этим режиссер окончательно подчеркнет различия между персонажами.
Еще пару слов о пластике артистов, над которой работала режиссер Яна Лебедева. Особенно показательный момент — сцена приема у Христина Ивановича, сценическое движение которого изображает Маргарита Сакович, а именно: запоминающиеся резкие движения рук и ног. Также Юрий Ковалёв оригинально перевоплощается из ленивого Петрушки в негодующего Андрея Филипповича, отмечающийся хромотой и передвигающийся при помощи трости.
Проблема влияния общества на человека остается ключевой в постановке. Якову Петровичу становится хуже после каждого контакта с людьми — в частности, после сцен вечеров в домах более влиятельных людей. Типажи там — малоговорящие люди с застывшим ужасом в выражении масок. Не прикрывает свое лицо лишь Андрей Филиппович, но выглядит он сам по себе устрашающе: ярко выраженная хромая походка и презрительная ухмылка на лице. В таком обществе Голядкин не получает ответов на свои вопросы, выходит побитым и оскверненным. Ближе к концу на одном из таких вечеров Голядкин-младший с заметной лестью и насмешкой называет свою копию «лучшим другом» и прилюдно выпроваживает его из общества, отказав при этом в разговоре.
Сумасшествие Якова Петровича растет вместе с неуверенностью и туманностью размышлений. Если изначально он предстает слегка неуверенным мужчиной, то далее все больше заговаривается, повторяет одни и те же фразы, хватается за голову, а когда получает письмо от Клары Берендеевой (Маргарита Сакович), то вовсе приходит в неистовое состояние.
Сценография Валерии Камольцевой представляет минималистическое изображение Петербурга. Небольшие серые домики хаотично разбросаны по круглой деревянной площадке. Сверху свисает деревянное солнце, а на заднем плане выведен градиент от серого к белому цвету.
В целом, серый цвет — основной в этой постановке, отсылающий к дождливому городу и творчеству Федора Достоевского. Костюмы героев также не яркие: белые рубашки, темные брюки и пиджаки, серые пальто и шинели, выделяется лишь белоснежное платье Клары Олсуфьевны.
Трудно сказать, насколько реален каждый из персонажей: ведь и миниатюрные домики, и маски, и серость тонов указывают на то, что зритель наблюдает за происходящем в голове главного героя, а не за действительностью.
«Двойник» Новгородского академического театра драмы — это постановка, погружающая в мир фантомов и серого Петербурга, позволяющая взглянуть на общество глазами сходящего с ума человека. Иван Судаков и Валерия Камольцева запирают зрителя среди маленьких домов и готических масок, заставляя наблюдать, как главный герой все больше погружается в себя и становится дальше от людей.
Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры».
Фото: Сергей Гриднев.
← В диспетчерской новгородских спасателей работает хвостатый «психолог»