Цифровизация-2024: главные тренды технологий будущего
Процессы цифровизации перестают быть жизненным выбором. Технологии будущего неизбежно внедряются в каждую сферу нашего бытия, ставя перед страной новые вызовы. Как отметил президент Владимир Путин, Россия должна стать лидером в применении искусственного интеллекта.
Активное освоение технологий будущего несет в себе и большие риски – о них не понаслышке знают жертвы киберпреступлений. Впрочем, как отмечает член СПЧ, глава АНО «Белый Интернет» Элина Сидоренко, уходящий год отмечен большим прогрессом в правовом регулировании цифрового пространства и борьбе с киберпреступностью.
Тренд 1. Цифровой кодекс: инициатива РАПСИ услышана
2024 год стал важной вехой в правовом регулировании цифрового пространства, которое сегодня так необходимо нашему обществу. В ходе прямой линии Владимир Путин поддержал создание Цифрового кодекса РФ, призванного урегулировать правоотношения в киберпространстве и навести долгожданный порядок в интернете.
Инициатором создания Цифрового кодекса еще несколько лет назад выступило РАПСИ.
«Эта тема, начиная с 2021 года, вынесена на широкое рассмотрение и обсуждение правоведами, юристами и экспертами Российским агентством правовой и судебной информации (РАПСИ) в рамках проекта агентства «Цифровое право». В этом же проекте работает и АНО «Белый Интернет». Мы активно выступаем за развитие цифровизации, укрепление цифровых отношений, развитие цифрового права, которые в перспективе должны как раз повлечь создание Цифрового кодекса: нам необходимо создать цивилизованную систему правоотношений в Интернете», – отметила Элина Сидоренко.
Очевидно, в следующем году работа над Цифровым кодексом приобретет уже содержательный характер.
Следует отметить, что в 2024 году особенное внимание уделялось правовому контролю сетевых ресурсов, в том числе иностранных. Зарубежные интернет-платформы обязаны соблюдать российское законодательство и должны прекратить политические манипуляции, тогда претензий к ним не будет, сказал Владимир Путин в ходе прямой линии, отвечая на вопрос о перспективах работы сервиса Youtube.
Стоит отметить, что в уходящем году за многочисленные нарушения законодательства РФ был заблокирован американский сервис Discord. Токсичную интернет-площадку вслед за Россией закрыли для своих пользователей и многие другие страны мира.
Тренд 2. Борьба с киберпреступностью: новые подходы
В ходе прямой линии с Владимиром Путиным пенсионерка из Казани задала вопрос о борьбе с киберпреступниками – сама гражданка пострадала от такого деяния: злоумышленники взломали ее аккаунт на «Госуслугах» и оформили на женщину кредит.
Президент подчеркнул, что, если сумма кредита составляет от 50 тысяч до 200 тысяч рублей, банки должны давать людям хотя бы несколько часов, чтобы что-то дополнительно проверить и принять окончательное решение. Если размер кредита 200 тысяч и более, нужно растянуть принятие решения хотя бы на несколько дней.
Ситуацию пенсионерки после звонка на прямую линию взяли под особый контроль.
Проблема кибермошенничества стала одной из самых обсуждаемых в этом году: от преступников, врывающихся в жизнь граждан через сотовую сеть или социальные сети, пострадали миллионы россиян.
Уходящий год отметился увеличением числа мошеннических сценариев: легенды «злоумышленников» становятся все изощреннее, отмечает глава «Белого Интернета» Элина Сидоренко.
«Очень много сценариев. Пишут и звонят фальшивые полковники ФСБ и капитаны полиции, районная поликлиника зовёт на приём, мошенники звонят студентам, а потом их родителям, чтобы те повлияли на чад, и те отдали пароли-явки, и еще много, много вариантов. Популярный сценарий сегодня – это сообщения в мессенджеры от руководителя (текущего или бывшего), который либо требует что-то срочно сделать, либо просит оказать содействие сотрудникам спецслужб. И да, от моего имени негодяи тоже писали. Почему умные люди продолжают попадаться на развод? Надо понимать, что жулики и негодяи работают над новыми сценариями и трюками. И противостоять качественной социальной инженерии на основе большого количества информации может быть непросто. Особенно если добавить дипфейки», – поясняет эксперт.
Согласно данным исследования, обнародованного Ozon, в среднем каждая четвертая атака мошенников на россиян оказывается, увы, успешной. По данным «Сбера», телефонные мошенники в 2024 году нанесли ущерб россиянам на сумму 250 миллиардов рублей.
Сидоренко подчеркивает, ситуация с кибермошенничеством действительно непростая, однако именно в уходящем году были выработаны действительно эффективные подходы по борьбе с негодяями из Сети. Так, технологии искусственного интеллекта, которые, как считалось еще недавно, представляли «сторону зла», являясь инструментом самих злоумышленников, теперь помогают находить мошенников. Как писало РАПСИ, ИИ помог выявить крупный мошеннический кол-центр в Ростове-на-Дону.
Кроме того, Министерство цифрового развития РФ предложило 30 новых мер технологического предупреждения о мошенничестве, среди которых использование искусственного интеллекта операторами связи, возможность создания цифровых образов мошенников, механизмы предупреждения спам-звонков, внедрение систем защиты от дипфейков, ограничение звонков от отдельных юрлиц и другие.
Уже внедрены и некоторые технические решения ведомства для кибербезопасности.
«Система мониторинга Минцифры «Антифишинг» с каждым годом выявляет все больше противоправных ресурсов в интернете. В 2022 году она выявила 79 тысяч противоправных ресурсов, в 2023 году — 214 тысяч, а с начала 2024 года — 314 тысяч. Среди выявленных ресурсов не только фишинговые сайты, но и услуги взлома, запрещенный контент, деструктивный контент и многое другое.
С июня 2023 года люди могут направлять жалобы на подозрительные сайты с использованием Госуслуг», — уточняет глава «Белого Интернета».
Кроме того, теперь банки будут обязаны приостанавливать на два дня распоряжения клиентов об операциях с цифровыми рублями, если есть признаки мошенничества.
В 2025 году перед правовым сообществом встанет новый вызов: манипуляции киберпреступности приобретают характер прямой угрозы общественной безопасности. Террористы запугивают граждан не только и не столько, чтобы завладеть их деньгами, сколько для того, чтобы втянуть психологически уязвимого человека в преступление и его руками совершить диверсию или даже террористический акт. Подробнее это страшное явление анализировало РАПСИ.
Сидоренко подчеркивает: власти реализуют новые стратегии кибербезопасности, однако в моменте жизни конкретного человека они могут быть неэффективны, если сам гражданин поступает вопреки здравому смыслу.
«Мы не можем и не должны перекладывать всю ответственность на государство: нам самим следует быть осторожными, чтобы не стать жертвой провокаций и киберпреступлений. Повторю еще раз совет, который в ходе прямой линии дал Владимир Путин: просто положите трубку, прервите разговор (или беседу в социальной сети). Или же вовсе не отвечайте на звонок с незнакомого номера», — резюмирует член СПЧ, глава «Белого Интернета».
Однозначным цифровым трендом-2025, по мнению эксперта, станет особенное внимание силовиков к посредникам кибермошенников – например, к тем, кто предоставляет злоумышленникам свои банковские счета и карты. Нужно ужесточить ответственность лиц, с помощью которых телефонные и кредитные мошенники обманывают граждан, вплоть до введения в отношении них уголовной ответственности, заявил Путин.
«К своей деятельности мошенники часто привлекают простых граждан, которых просят выпускать банковские карты, на которые переводят чужие денежные средства и с которых их переводят уже на свои ресурсы. Таким посредникам прямо не говорят, зачем нужны их банковские карты, но те получают за их открытие вознаграждение», − отметил президент.
Тренд 3. Этика искусственного интеллекта: общество устанавливает границы
Времена меняются, а вместе с ними — и внешние вызовы. Тревожащие нас сегодня, возможно, уже в скором времени останутся позади. Чего не скажешь о процессах цифровизации: настоящую адаптацию к новым цифровым жизненным паттернам нашему обществу еще предстоит пройти. Отсюда — активные дискуссии на тему этики искусственного интеллекта, границ, которые люди должны установить для машинного разума.
Одна из главных фобий современного общества — искусственный интеллект отберет работу. Развитие нейросетей действительно стало фактором страха среди представителей многих профессий и индустрий: алармистские новости со всего мира из серии «теперь это может делать искусственный интеллект» только добавляют масла в огонь. Впрочем, эксперты уверяют: эти страхи преувеличены.
«Наше общество можно назвать технооптимистичным: мы приветствуем технологии будущего и в целом рады им. Как выяснил ВЦИОМ, 54% наших сограждан относятся к искусственному интеллекту позитивно, как к помощнику человека. Более того, 63% россиян уже применяют ИИ в повседневной жизни: многие из нас пользуются голосовыми помощниками, умными колонками и подобными технологиями.
Что касается влияния ИИ на рынок труда, то, действительно, определенный уровень тревоги среди некоторых граждан может быть. Однако следует понимать, что цифровизация может изменить структуру рынка труда, но никак не «отменит» большинство привычных нам профессий. Например, те, кто раньше что-то делал собственными руками, могут заняться обучением и контролем работы машинного разума (такое уже сегодня практикуется на многих заводах).
Так что, возможно, что в конце концов вакансий для человека благодаря ИИ станет даже больше. В любом случае резких изменений на рынке труда под влиянием нейросетей пока ожидать не стоит. Тем более, что люди пока по-разному смотрят на вопросы применения искусственного интеллекта в индустриях в целом.
Менее 20% считают возможным применять такие технологии в экономике, социальной сфере и военном деле, 13% не хотели бы доверять нейросетям какие-либо функции в госуправлении. Баланс, где и как правильно применять ИИ, нам еще предстоит найти, хотя уже сейчас очевидно, что, например, в промышленности эти технологии просто необходимы для повышения производительности труда и экономики в целом», — комментирует руководитель Департамента социальных исследований и консалтинга ВЦИОМ Андрей Даудрих.
Так или иначе, а российского судью, «живых» адвокатов и юристов, правоохранителей и следователей не сможет заменить даже самая хорошо обученная нейросеть: в этом сходятся мнения экспертов РАПСИ.