Прикоснуться к миру науки. Как в академических классах московских школ готовят будущих ученых
Экскурсии по научным институтам, изучение клонирования растений, генной модификации клеток и космических технологий, проведение собственных исследований — так проходят занятия в академических классах столичных школ. Они открыты уже в 12 учебных заведениях, в них получают знания более 500 ребят.
В Международный день образования, отмечаемый 24 января, рассказываем о возможностях, которые академические классы открыли перед юными исследователями.
Юные ученые в области физики, химии и экономикиМосква создает образовательную среду, где каждый школьник может найти занятие по душе, раскрыть способности и начать свой путь в профессию. В 2015 году в школах открылись первые предпрофессиональные классы — инженерные и медицинские. Позже появились медиа-, ИТ-, предпринимательские и психолого-педагогические. В 2016-м запустили проект «Академический класс в московской школе». Как и предпрофессиональные, академические формируют на период обучения в 10–11-х классах, рассказал куратор проекта Михаил Седёлкин.
«В академических классах школьникам предоставляют возможность попробовать себя в роли ученых. Становиться ими или нет, они будут решать после получения высшего образования. Наша задача — познакомить с современной наукой, показать, какие направления исследований перспективны и как оснащены современные лаборатории. Полученные знания и навыки позволят ребятам выбирать среди множества профессий, в том числе ученого», — отметил он.Забота на каждом этапе жизни. Как Москва поддерживает детейМэр Москвы отметил рост интереса школьников к предпрофессиональным классамБизнесмены за партой. Как проходит обучение в московских предпринимательских классах3D-моделирование, изобретение инноваций и экскурсии на предприятия. Как проходит обучение в инженерных классах
Разработка лекарств и генетический анализ растений в лабораторияхВ классах преподают основы современных методов научных исследований и академический английский (знание стиля, используемого в научных кругах, необходимо для чтения статей зарубежных ученых). В зависимости от профиля проводят практикумы по биохимии, занятия по молекулярной биологии и генетике, основам экономики.
Кроме того, для учеников академических классов открыты двери в высокотехнологичные лаборатории. Партнерами проекта стали 35 научных организаций и 24 вуза. Среди них — Институт космических исследований, Центральный экономико-математический институт, Институт спектроскопии, Палеонтологический институт имени А.А. Борисяка, Институт общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова, Институт нефтехимического синтеза имени А.В. Топчиева, Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова Российской академии наук и другие.
«Благодаря проекту партнеры могут привлечь мотивированных, способных молодых людей. А ребята видят, как работает современный ученый, создаются новые материалы, развиваются агротехнологии, как изучают Землю и Вселенную. При наставничестве ученых школьники проводят собственные исследования: выдвигают и верифицируют гипотезы, оценивают достоверность и значимость полученных результатов. Свои работы они представляют на конференциях и конкурсах, например на открытой городской научно-практической конференции “Наука для жизни” по направлению “Многообразие науки”. В прошлом учебном году более 270 учащихся академических классов стали призерами и победителями. Они получили дополнительные баллы к ЕГЭ», — подчеркнул Михаил Седёлкин.Например, в 2022-м на конференции победило исследование коллоидных наночастиц нитрида титана, проведенное в школе № 444 совместно с Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ». Юные ученые определили недостатки и преимущества использования таких частиц при неинвазивной терапии злокачественных опухолей.
В 2023 году звание призера завоевала работа школы № 641 имени Сергея Есенина и Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственной биотехнологии. Ученики обнаружили у озимой тритикале (гибрида ржи и пшеницы) гены устойчивости к стеблевой ржавчине и выявили сорта, которые рекомендуется возделывать при риске эпидемии этого заболевания. В школе № 1518 при содействии биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова создали устройства для хранения в жидком азоте образцов материала для криоэлектронной микроскопии. Исследование тоже стало призером в 2023-м.
«Наука постоянно идет вперед, и ты не можешь опоздать»В школе № 1547 открыт академический класс по естественно-научному профилю. Он сотрудничает с Институтом общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова, федеральным исследовательским центром «Фундаментальные основы биотехнологии» и Курчатовским институтом. По словам преподавателя биологии Светланы Синегаевой, ученые не просто рассказывают, какие проблемы решают, а доверяют ученикам часть своей работы.
«Школьники осваивают методику клонирования растений, проводят тестирование методом полимеразной цепной реакции (выявляет возбудителя болезни в организме), определяют количество бактерий в продуктах, наблюдают за процессом генной модификации клеток, работают с электронным микроскопом. Некоторые так вдохновляются на экскурсиях, что решают пойти именно в эту лабораторию после окончания вуза. А среди сотрудников много молодых людей, так что они общаются с экскурсантами на одном языке. Также мы регулярно приглашаем на уроки лауреатов премии Москвы в области науки. Они делятся секретами своего успеха», — уточнила Светлана Синегаева.Учащихся школы № 1547 не раз отмечали на конференции «Наука для жизни». Например, в прошлом году победу одержала работа по введению в культуру in vitro (выращивание в пробирках) винограда сорта «неро». В 2025-м на конференцию повезут капсулы из нетканого полимерного материала, которые можно использовать в медицине и сельском хозяйстве. Лекарство или удобрение высвобождается из такой капсулы постепенно.
«Не забываем рассказать ученикам и о трудностях профессии. Чтобы получить достоверный результат, опыт нужно повторить много раз. Усидчивость, внимательность, ответственность — качества, без которых не обойтись ученому. А еще он должен развиваться всю жизнь: наука постоянно идет вперед и ты не можешь опоздать», — убеждена педагог.
Кстати, у учеников класса есть одна традиция: к Новому году они наряжают елку в кабинете биологии расписными игрушками. Каждая игрушка посвящена одному из открытий в области химии, биологии или физики, которое показалось ребятам наиболее значимым.
Первая ступень на пути к мечтеДаниил Дроздов учится в 10-м академическом классе школы № 1547. Ему нравится, что тут много практических занятий по его любимым предметам — химии и биологии.
«С профессией еще не определился, выбираю между врачом и ученым-химиком. Возможно, буду совмещать медицину и науку. В любом случае академический класс даст сильную базу для обеих специальностей», — считает ученик.Его одноклассница Марина Хричикова рада, что оказалась в кругу единомышленников — таких же, как и она, увлеченных наукой ребят. Она планирует стать именно ученым.
«Моя мечта — работать в химической лаборатории, например в отрасли косметологии или пищевой промышленности. Чтобы ее осуществить, предстоит долгие годы учиться и практиковаться. Какими бы амбициозными мы ни были, мы еще дети. Но академический класс приближает нас к цели», — верит Марина Хричикова.Андроид-лингвист, модульный планетоход и VR-перчатка: какими изобретениями удивили московские старшеклассникиИнженеры, операторы 3D-принтера, чипмейкеры и фрезеровщики. Как Москва растит кадры для промышленностиНоваторы в педагогике. Московские учителя — об интерактивных уроках, нейросетях и профессиональных конкурсах