В школы предложили вернуть оценки за поведение

В школы предложили вернуть оценки за поведение

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Стихи Маяковского знакомы с детства большинству россиян. Критерии «хорошо» и «плохо» в поведении школьников сегодня обсуждают на самом высоком уровне.

В начале декабря предложение вернуть оценки за поведение в школы прозвучало на заседании членов СПЧ от Президента России Владимира Путина.

– Честно говоря, я даже не знал, что у нас отсутствует оценка за поведение. Если ее нельзя ставить, значит, были какие‑то причины у тех, кто принял такое решение. Безусловно, это нужно обсудить. Но если оценка за поведение будет возвращена, то нужно, чтобы она на что‑то влияла... Она должна быть равноценной с другими оценками... Согласен, что нужно это со специалистами, с родительским сообществом пообсуждать – и принять взвешенное решение, – отметил глава государства.

Попробуем разобраться в данном вопросе.

«Неуд» и справка

В Российской империи ученикам ставили оценки за поведение. В 1918 году нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский отменил любые отметки. Они вернулись в 1943‑м, когда «Правила для учащихся» утвердил нарком просвещения РСФСР Владимир Потемкин, а спустя год подписал постановление «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы». Последний состоял из 20 пунктов. Был в нем и такой, что ученик должен «беспрекословно подчиняться распоряжениям директора школы и учителей» и «не употреблять бранных и грубых выражений, не курить, не играть в игры на деньги и вещи».

В 1970 году министр просвещения СССР Михаил Прокофьев утвердил «Инструкцию о выставлении оценки поведения учащимся средней общеобразовательной школы». Именно тогда и появились знакомые многим слова: «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное».

«Неуд» грозил «школьникам, систематически не выполняющим основных обязанностей» и не подчиняющимся требованиям школы и учителей, а в выпускных классах был чреват недопуском к экзаменам и получением справки вместо аттестата.

В 1992 году вышел закон РФ «Об образовании». Школе дали право самостоятельно выбирать систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся. Оценки за поведение постепенно исчезали из жизни школьников.

– В отраслевом федеральном законодательстве отсутствуют нормативно‑правовые акты, регламентирующие оценки за поведение. Критерии оценивания закреплены в Федеральных образовательных стандартах и предполагают оценку знаний по каждому учебному предмету, учитывая количество ошибок, полноту ответа и прочее. В настоящее время практика выставления оценок за поведение в регионе отсутствует, – сообщили в министерстве образования Ярославской области.

А что есть хорошо?

Директор центра психолого‑педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие» Валентина Шелкова говорит, что среди ребят, кто обращается в учреждение за помощью, есть те, у кого в дневниках красным цветом выведено: «Поведение – 2».

– В нашей действительности я пока не вижу положительного эффекта, который бы дала оценка за поведение. Увидев двойку, родители могут чего‑то лишить ребенка, наказать его или накричать, но вряд ли это возымеет должный эффект, скорее вызовет протест и несогласие. Я за индивидуальный подход к ребенку. И речь не об оценке, а в целом об отношении педагога или родителя к своему ребенку, о возможности увидеть в нем хорошее и похвалить – или выразить удивление неправильному поступку, разобраться, – рассуждает Валентина Шелкова. – Что касается детей, то для них она может иметь скорее негативный эффект, как это было в годы СССР. Тогда обладателей «неуда» за поведение называли хулиганами. И если в начальной школе с ними не дружили, то в средней и старшей – побаивались или заискивали. Самому ребенку взрослые присваивали статус «двоечника» и «хулигана» и рисовали перспективы провала в жизни. А из‑за этого у ребят могли «опускаться руки», и им уже не хотелось что‑то менять.

В современном мире очень много гиперактивных детей. Их сложно посадить на стульчик и заставить чинно сидеть урок. Такого ребенка надо постоянно переключать, мотивировать для работы. И у психологов нет однозначного ответа, насколько к таким детям применима оценка за поведение.

Учителя пока в своих кругах обсуждают перспективу введения оценок за поведение. И мнения разделились.

– Я учился в советской школе и был тем учеником, которого наказывали учителя. Но надо признать, что в 99 случаях из 100 – за дело. Когда я смотрю новости о том, что происходит в школах и как относятся к учителям сейчас некоторые ученики и их родители, то нахожусь в шоке. Думаю, давно назрел вопрос не о возврате оценки за поведение, а о праве преподавателя на защиту, – рассуждает ярославец Алексей Федоров.

– Скорее я буду против введения оценки за поведение. Поскольку мне сложно представить себе, какие могли бы быть критерии для точного определения, что такой поступок подпадает под условное «хорошо», а вот такой – под условное «плохо». Ведь у каждого свой миллион оттенков того, что приемлемо, а что нет. В отличие от тех же знаний, где можно понять, вот тут выучил урок, а тут – только отчасти, – высказывается отец сразу двух школьников Александр Александров.

У психологов похожий взгляд на то, что может считаться критерием неправильного поведения:

– Если ученик украл – это не поведение, это проступок, и за него нужно нести ответственность, – подчеркивает Валентина Шелкова. – Так же как и за самовольный уход с урока, драку, крик или обзывание другого человека. Тут надо разбираться индивидуально и так, чтобы ребенок услышал и понял, как поступать не надо. Ведь это могла быть защита от внутренней боли, несправедливости, неверия в него.

 

«Ярославский регион» «Ярославский регион»

22:11
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025