На выставке NAIS в Москве назвали даты поставки авиакомпаниям российских самолетов
Первые поставки самолетов Ту-214 и МС-21 российским авиакомпаниям начнутся в 2025 и 2026 годах, соответственно. Об этом на выставке NAIS, которая проходит в Москве, сообщил министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов. Он рассказал об импортозамещении в авиаотрасли, а главы Минтранса и Росавиации представили данные по пассажиропотоку.
Так, российские авиакомпании в 2024 году перевезли 111,7 млн человек, что на 6% больше, чем в 2023-м, такие цифры назвал на выставке NAIS, которая открылась в Москве, министр транспорта России Роман Старовойт. Около 85 млн человек воспользовались внутренними линиями, 27 млн — международными. Глава ведомства видит и перспективы роста авиаперевозок, хотя ситуация в отрасли сложная.
«Для нас сегодня задача номер один — это не только сохранить авиационную подвижность в нашей стране, но самое главное — обеспечить безопасность полетов», — подчеркнул Роман Старовойт.
По его словам, на внутренних направлениях рост перевозок составил 2%, прежде всего, благодаря оптимизации маршрутной сети и реализации мер государственной поддержки. Международные же выросли почти на 20%.
Старовойт отметил, что для роста важно не только поддержание летной годности судов, но и развитие наземной инфраструктуры, а также «мокрый лизинг». Министр напомнил, что воздушное законодательство было дополнено новыми нормами, позволяющими обмен самолетов с экипажами.
Объединенная двигателестроительная корпорация представила на выставке новый двигатель ПД-8, которым планируется оснащать SJ-100. Авиакомпания S7 тоже продемонстрировала отечественные разработки — легкий однодвигательный учебно-тренировочный самолет Tango. Планируется, что на нем будут тренироваться пилоты, также судно может быть использовано для частных перевозок.
Ожидается, что поставки отечественных лайнеров авиакомпаниям начнутся уже в этом году. Но пока речь не о полностью новых самолетах, а о модификации Ту-214. «Идет не адаптация, а полная трансформация отрасли. По сути, авиационная промышленность работает в глубокой кооперации, нет ни одной страны в мире, которая строит полностью импортозамещенные самолеты, кроме России, — подчеркнул министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов. — Перед нами стоит задача полностью импортозаместить и Superjet, и Ту-214, и Ил-76, которые у нас уже были. И новые самолеты полностью реализовать на своей технологической базе. Сейчас 7 типов самолетов в разной стадии сертификационных работ».
Главная задача — начать летные сертификационные испытания, подчеркнул министр. «По ПД-14 мы закончили сертификацию несколько лет назад, это дает нам определенные возможности. В 2026 году начнем поставки МС-21 для наших авиакомпаний. А в этом году — постави Ту-214, в рамках тех планов, которые утверждены в КПГА (комплексной программе развития авиаотрасли)», — подчеркнул Алиханов.
При этом предполагается, что в этом году турпоток может немного сократиться. Глава Росавиации Дмитрий Ядров сообщил, что планируется перевезти 109,7 млн пассажиров. По его словам, такую планку поставило авиационное ведомство совместно с Минтрансом. Ранее Росавиация озвучивала планы перевезти к 2030 году порядка 158 млн пассажиров.
«Теоретически достичь таких показателей возможно. Это может произойти и за счет увеличения спроса пассажиров на внутренние рейсы. Если же будет какое-то послабление санкций, то возможен и серьезный рост международной маршрутной сети. Но для этих планов, конечно, необходимо наличие обновленного флота, его расширение», — прокомментировал планы по развитию отрасли вице-президент РСТ, председатель совета директоров холдинга «Випсервис» Дмитрий Горин. Он подчеркнул, что нужно учитывать: основной вопрос в том, что не все самолеты иностранного производства эксплуатируются из-за сложностей с обслуживанием двигателей.
Напомним, ранее СМИ сообщали, что российские авиакомпании могут лишиться половины самолетов Airbus.
Почти каждый пятый опрошенный (19%) собирался в этом году отдохнуть на черноморском побережье России, но 15% от этого числа респондентов рассказали, что сомневаются в своих планах в связи с крушением танкеров и разливом мазута, сообщает РБК со ссылкой на опрос, проведенный Superjob. Эксперты рассказали Profi.Travel, насколько данные исследования коррелируют с реальными бронированиями.
По данным опроса, 4% не собираются отказываться от поездки. Остальные или не планировали ее, или затруднились с ответом.
Среди тех, кто собирался отправиться на Черное море, больше семей с детьми, чем бездетных (23 и 13%), из них 17 и 11%, соответственно, теперь раздумывают, стоит ли отдыхать там летом-2025.
«Туристы могут вернуться к покупке туров в Анапу и в марте, и в апреле, и даже в мае, и сезон состоится. Клиенты ждут от властей сигнал о том, что ликвидация последствий закончена, что взяты пробы воды, песка, воздуха — и все чисто и безопасно. После этого за неделю-две-три спрос раскачается до прошлогодних значений, — считает гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. — Бронирования всё равно идут, но сейчас — примерно в размере половины от прошлогодних значений».
Эксперт подчеркнул, что если власти не объявят о завершении ликвидации последствий, то даже эти туристы, которые решились на Анапу, могут передумать и поехать в другое место.
«Я вижу, что слегка вырос спрос на Азовское море — Ейск. Увеличился интерес к Крыму», — добавил эксперт, говоря о тенденциях этого сезона.
«В этом году мы видим существенный спад спроса на Анапу — в 3-5 раз. Но при этом отельеры там не снижают цены: надеются, что все будет в порядке, все пробы воды и воздуха подтвердят, что купаться в Анапе безопасно — пояснила Profi.Travel директор по продукту компании «Мультитур» Евгения Кизей. — Сейчас бронируют Геленджик, Туапсе. Однако там отели не могут предложить тот формат отдыха, который есть в Анапе — большие гостиницы, работающие по системе «Все включено». Так что они уверены, что туристы все равно выберут их».
«Мы ждем ответа от Роспотребнадзора, который проверит качество воды в Анапе и вынесет решение, но это произойдет не раньше марта. Сейчас туристы в ожидании — если не разрешат купаться в Анапе, то выберут другой курорт», — отметила эксперт. При этом она подчеркнула, что в отелях Сочи уже заканчиваются места.