В Улан-Удэ Русский драмтеатр показал бриллиант Вампилова в новой оправе

В Улан-Удэ Русский драмтеатр показал бриллиант Вампилова в новой оправе

«Байкал-Daily» сходил на охоту

Когда-то скандальную, вызывающую, нелицеприятную для советского строя «Утиную охоту» (16+) в театрах СССР и России с 1976 года ставили три десятка (если не больше!) раз. В 2025 году попытался это сделать и театр имени Бестужева в Улан-Удэ. Его худрук Вячеслав Дьяченко прав: пьесы Александра Вампилова должны быть в репертуаре. В обязательном порядке! Байкал-то совсем рядом!

Перед пресс-показом было интересно, как же решил режиссёр Евгений Мордвин главный бытовой вопрос пьесы: квартирный. 55 лет назад, когда была опубликована «Утиная охота», жилплощадь трудящимся просто «давали». От предприятий и учреждений. В век капитализма те, кому менее сорока, и термина-то такого не поймут. Проблему тактично обошли: понятно, что квартиру главный герой Зилов получает от свой конторы, в которой ни шатко ни валко просиживает штаны наёмным менеджером. Таких в стране сейчас миллионы. Правда, жильё им чаще всего не предоставляют.

Пьесу изрядно обрезали, сохранив канву, часть проникновенных диалогов и философских монологов. Избавились от игрушечного кота на новоселье Зиновых, вечного дождя за окнами, прогнозов погоды, звонков в общежитие, другой шелухи из 60-70-х годов XX века. Все герои с мобильниками. Вместо писем – смски. Одежда новая, чаще повседневная. В общем, осовременили.

Много музыкальных ритмичных отбивок с участием всего состава артистов в стиле КВН. Движения, пластика отработаны. Отбивки используют для смены декораций (Вампилов, кстати, планировал делать это при помощи поворотного круга). Плюсом отбивки создают хорошую динамику там, где по сюжету она необходима. Ну и публика находится от них в тонусе. Шутки, гэги местами хороши, в меру сексуальны и даже уместны, но пока чаще всего что называется переиграны. Впрочем, молодой части зрителей и в таком виде стопроцентно «заходят».

Локализация поразительным образом тоже присутствует: поступление героини на иняз (так в пьесе!) и назначенная встреча на площади Советов. Что, собственно, в Улан-Удэ рядом. Местные поймут. А так, всё на 99% близко к оригинальному тексту. И он воспринимается вполне современным.

Пересказывать кратко сюжет, думается, смысла нет. 

И так его все знают.

Пробежимся же по некоторым героям, созданным артистами образам. По тем, кто зацепил.

У Вампилова десять персонажей. В постановке Мордвина - 11. Как мы поняли, чуть ли не сам драматург (актёр Анатолий Иванов) периодически следит за действом на сцене. Возможно, это не так. И нам просто показалось…

Итак, Зилов (актёр Шафиров) – главный герой, повеса, пьяница, «работающий» в офисе от и до, находящийся в любовном треугольнике, мило общающийся и с прежней любовницей. Вокруг него всё и крутится. Он же всех, включая жену и любовниц, достаёт, а эти «все» его пытаются спасти. У Шафирова (не знаем, намеренно или подсознательно) Зилов получился этаким шишковским гопником с признаками высшего образования, полученного в местном техническом вузе. Но работающего совсем не по специальности. Если бы Вампилов писал «Утиную охоту» сегодня, то, возможно, именно таким бы увидел своего героя.

Жена Зилова Галина (актриса Валерия Шайхудинова), уставшая от измен мужа, вспомнившая свою первую детскую любовь, выросшего мальчика, который пишет ей смски. Тут хорош контраст: высоченный, как и предполагал драматург, Зилов, и невысокая, хрупкая, изящная Галина. Всем диалогам о смысле их бессмысленной после шести лет вместе семейной жизни искренне веришь. Особенно хороша кульминация пьесы: разговор Зилова с уходящей от него навсегда Галиной через запертую дверь.

Галина спустя пару минут реально покидает квартиру. А у двери появляется Ирина - абитуриентка, юная любовница Зилова (студентка ВСГИКа, артистка Юлия Свентицкая). С ней, думая, что разговаривает с женой, и продолжает общаться любитель охоты на уток. Достойно. Без какого-то надрыва у всей троицы. Юлии же, видимо, пока легко играть детскую непосредственность, когда сама ещё в чём-то ребёнок.

Чрезвычайно хорош и органичен Саяпин – коллега Зилова по работе (актёр Никита Шабанов)! Это такой юморной пухлячок, встречающийся нынче в тех же телесериалах на абсолютно все темы: от мелодрам до полицейских боевиков. Добрая работа!

Кушак – начальник Зилова (актёр Леонид Иванов). Его неуверенность в бытовых сценах, вне офиса выглядит слегка наигранно. Ну, не бывает сейчас таких начальников! Они теперь прут везде и всегда как танки. Но у Вампилова руководитель конторы именно такой.

Драматург в ремарках достаточно подробно описал типажи своих героев. И режиссёру Мордвину удалось подобрать из труппы Русского театра таких артистов. Что, конечно же, большой плюс вкупе с соответствием оригинальному тексту, о котором мы писали выше.

Вампилов в комментариях много внимания также уделяет световым решениям и музыкальному оформлению. Тут, как мы увидели и услышали, всё сделано в соответствии с пожеланиями автора. Но, естественно, на современном уровне развития техники.

Есть давний спор:

Вампилов драматург только своего времени, условных шестидесятых? Или его тексты, диалоги можно приспособить к любой реальности?

Думаем, что люди, их внутренняя сущность, механика отношений между ними, не меняются из века в век, из десятилетия в десятилетие. Из года в год одно и то же: люди встречаются, влюбляются, женятся, изменяют, разводятся... Пресловутый квартирный вопрос, опять же, портит человека до сих пор, как и в 30-е, 70-е годы ХХ века. Театр имени Бестужева, обратившись к «Утиной охоте», ещё раз доказал и показал именно это. 

А зритель «Утиной охоты» в версии театра имени Бестужева уж сам решит: следить ему на сцене за современной, чаще весьма динамичной формой постановки. Или всё же за содержанием, внимательно прислушиваясь к таким простым, но жизненным, скорее даже гениальным репликам вампиловских героев.

Наверное, это можно и объединить. Но честно: у нас с первого раза как-то не получилось. Придётся посмотреть ещё, и ещё.

Премьера спектакля по пьесе Александра Вампилова на сцене Русского драмтеатра состоится 21 и 22 февраля.

Возрастное ограничение 16+

 

"Байкал-Daily"

10:10
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025