Татьяна Ларина: Иерархия вопросов в обращениях меняется
Президент объявил 2025 год Годом защитника Отечества. В студии телеканала Россия 24 побеседуем с уполномоченным по правам человека Тульской области Татьяной Лариной.
Татьяна Владимировна, как это скажется на вашей работе?
Конечно, для нас защитники и сегодня в центре внимания, и, конечно, весь год будет в приоритетном плане настроен и нацелен на оказание помощи нашим защитникам, их семьям, членам их семей. Поэтому мы работаем в этом направлении вместе со всеми структурами и стараемся помочь по каждой ситуации, где это требуется, где требуется оказать какую-либо помощь.
Поэтому, конечно, для нас главная задача это помочь и, чтобы ребята знали, что их семьи под надёжной защитой, под охраной, чтобы они спокойно могли защищать нашу Родину. И, конечно, наша задача помочь их семьям.
К вам поступают тысячи обращений. С какими запросами чаще всего обращаются?
Вы знаете, 3175 обращений за 2024 год поступило. Большая часть обращений – 54% вопросы социального блока. Что мы сюда относим? Это вопрос защиты прав военнослужащих и членов их семей, и он занимает 1 место в блоке социальных вопросов. Это вопросы социального обеспечения, вопросы ЖКХ, вопросы, предоставление права на жилище, вопросы трудового законодательства, вопросы здравоохранения.
То есть это вопросы, которые людей волнуют больше всего из года в год. Иерархия вот эта меняется. Сегодня на первое место в блоке социальных вопросов вышел вопрос защиты и оказания помощи военнослужащим и членам их семей.
Несколько лет назад на 1 месте было право на жилище. Сегодня оно спускается ниже, учитывая, что обращений становится меньше, хотя всегда было очень много обращений по переселению из аварийного жилья, но реализация программ в Тульской области по переселению даёт свои результаты и количество этих вопросов уменьшается. Поэтому здесь сегодня 1 место – военнослужащие, вопросы социального обеспечения и вопросы жилищно коммунального хозяйства.
А есть ли какая-то сфера, которая у вас под особым вниманием?
Сегодня, конечно, под особым вниманием наши защитники Отечества, с чего мы с вами начали? И 2025 год, год защитников отечества, и в течение 2023 год, и 2022 и 2024 мы работали с этой категорией и старались помочь по всем направлением и, конечно, в особой зоне внимания – люди слабозащищённые, это люди с инвалидностью, вот это те, кому также надо помогать, где мы видим, есть проблемы, то мы стараемся их решать.
Очень активно взаимодействуем с общественными организациями, как инвалидов, семей с детьми инвалидами. И люди доносят те вопросы, которые необходимо решить. И тут надо понять и внести изменения в какой-то действующий нормативный акт, в чем помочь. И уже с этими предложениями мы дальше выходим в адрес губернатора, обращаемся в адрес профильных министерств для того, чтобы эти проблемы стараться решать.
Какая технология отработки обращения, если не секрет?
Любое обращение, которое поступает в любом формате через интернет-приёмную. Сегодня люди активно этим пользуются, на личном приёме, почтой ли мы получили устное заявление, и мы отрабатывали. Во время коронавируса новый формат. Многие структуры были закрыты. Во время пандемии мы организовали прямую линию телефонную, когда уполномоченный принимает звонки, или совместные звонки с другими органами власти с тем, чтобы понять человек не может дойти, не может написать письмо, а проще позвонить, то мы и такие обращения брали в работу, старались тоже людям помочь.
Поэтому здесь любой формат принимается, и отрабатываешь по всем направлениям. Анализируется нормативная база. Мы уже видим, есть ли какое-либо нарушение. При необходимости мы выезжаем на место. Мы должны посмотреть, конечно, пообщаться с человеком. Письмо приходит, оно сухое. Человек не может все изложить на бумаге. Конечно, требуется личная встреча. Это очень важно, и иногда больше информации ты почерпнёшь, встречаясь с человеком. При необходимости мы привлекаем сюда Управление внутренних дел для рассмотрения обращения прокуратурой Тульской области, которая нам активно помогает и включается в решение вопросов, где иногда наших полномочий не хватает.
Профильное министерство. Понимая дальше ситуацию, мы видим, есть ли возможность помочь и что для этого надо сделать? Или это просто конкретная дорога, которая включится в программу определённую, будет бюджет предусмотрен. Отремонтировать эту дорогу. Это требуется внесение в нормативные акты, определённый, как я сказала, здесь бывает наша задача не просто человеку помочь в конкретной ситуации, но иногда выявить системную проблему, чтобы необходимо было её решать в интересах неопределённого круга лиц. И это может быть внесение в действующее законодательство, например.
То есть тут уже смотришь по ситуации, какая помощь должна быть оказана.
Как строится ваше взаимодействие с органами исполнительной власти? Есть ли какие-то пожелания от них по вашей работе?
Вы знаете, в конце года, по итогам года мы готовим доклад – годовой ежегодный доклад, уполномоченного. Это предусмотрено действующим законодательством и по каждому разделу прав, как они поступают в наш адрес, мы отрабатываем все, даём аналитику, конкретные примеры, даём статистику, и в конце каждого раздела даются предложения в адрес органов власти.
В какой нормативный акт, как мы это видим, необходимо внести поправки, где-то что-то поправить, скорректировать сроки, сделать ещё какие-то, принять действия для того, чтобы права не нарушались. Мы направляем доклад в адрес губернатора Тульской области. Спасибо, что губернатор видит и слышит те проблемы, которые мы, например, ставили.
Вопрос не один год в докладе, но пока он не решался. А вот месяц назад вопрос решился, потому что губернатор посмотрел и сказал – здесь надо помочь. Поэтому это очень важно. Взаимопонимание с органами власти присутствует. И когда требуется их помощь для нас, мы должны рассмотреть эту ситуацию, когда требуется наше участие в решении проблемы. И наша задача для каждого органа власти донести ту проблему, которую мы видим для того, чтобы дальше уже можно было её решать.
Насколько хорошо туляки осведомлены о своих правах?
Сказать, что есть проблема все равно в том, что не все знают свои права. У нас работает программа действует по правовому просвещению населения Тульской области до 2025 года. Сейчас формируем уже новую. Будем готовить на следующие 5 лет. Вы знаете, стараешься помочь в разных форматах, донести до людей знания об их правах. Законодательство меняется. Надо людям рассказать. Понимаем, что очень много вопросов не может человек сам уследить, да и не следят люди за тем, что меняется. Какое-то законодательство в новостях прошло, а разобраться детально в этом очень сложно. Поэтому в Туле у нас работает Школа правовых знаний. 2 раза в месяц мы на Болдина, 50 проводим такие встречи. Участники – старшие по домам, председатели ТОСов, старосты и просто активные люди, которые готовы, получив эти знания, прийти и ещё донести до своих соседей, до своих близких, как, в какой ситуации поступать.
Все это проходит в открытом формате. Также радио. У нас Школа правовых знаний в радиоформате 2 раза в месяц. Мы проводим такие же занятия по радио, и уже круг слушателей наш не ограничен. И, выезжая в муниципальное образование также с с коллективом людей, которые готовы рассказать по разным направлениям. И вот третий год мы реализуем проект Юридический десант, когда мы выезжаем не просто в районный центр, а и в села, там, где нет юридической помощи, нет тех структур, куда можно было бы обратиться за помощью. И уже привозим туда бригаду специалистов: это и прокуратура, УМВД, профильные министерства, фонды с тем, чтобы людям можно было помочь на месте.
А дальше мы по итогам, обозначая самые важные проблемы, системные в этом муниципальном образовании, уже направляем аналитическую записку в адрес председателя правительства Тульской области с просьбой рассмотреть и понять, где включиться региональному бюджету в решение этой проблемы.
Федеральный ли нужен бюджет. То есть понять, что делать дальше, чтобы помощь была не только муниципалитетам оказана, но и региональном уровне и выше.
Всегда ли вам хватает полномочий для защиты прав граждан?
К сожалению, полномочий хватает не всегда. Закон нам предоставил право обращаться в суды с административными исками в интересах неопределённого круга лиц. Мы этим воспользовались правом, но иногда идёт переквалификация, что административное судопроизводство оказывается гражданским. Вот тут наши полномочия заканчиваются.
Значит, мы привлекаем уже сюда или прокуратуру, которая имеет право это сделать. И спасибо, они всегда нам помогают в этом вопросе и готовы выйти в суд. Дальше уже с решением этого вопроса дети сироты находятся в интернате.
Работу огромную проведёшь, а право он когда-то потерял, чтобы его поставили на очередь на жилье. То есть вот надо смотреть каждую ситуацию. А к сожалению, у нас таких прав нет, поэтому нет обязательности. Исполнение рекомендаций уполномоченного. Мы только даём рекомендации, но есть понимание и с органами местного самоуправления государственной власти. Когда мы видим проблему, мы стараемся её вместе решать.
Татьяна Владимировна, спасибо за вашу работу и спасибо за интервью.