Встреча Михаила Мишустина с директором АО «Петербургский тракторный завод» Сергеем Серебряковым
Обсуждались вопросы работы компании в условиях санкций, разработки и выпуска новых моделей и агрегатов, а также организация подготовки кадров для производства.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемый Сергей Александрович!
Вы возглавляете одну из крупнейших компаний в России, которая является флагманом сельхозмашиностроения, производит большие колёсные тракторы. Это достаточно сложное производство.
Несмотря на беспрецедентное санкционное давление, компания эффективно осваивает новые модели, занималается импортозамещением как технологической базы, так и программного обеспечения.
Для поддержки промышленности у нас разработан целый набор мер, которые достаточно эффективно используются, – льготные займы, субсидирование Фондом развития промышленности. Знаю, что такими возможностями Петербургский тракторный завод активно пользуется.
Я докладывал Президенту о результатах 2024 года.
На сегодня машиностроительный комплекс стал драйвером роста обрабатывающей промышленности в стране. И здесь ваше предприятие вносит значительный вклад.
Очевидно и то, что решение задачи достижения технологического и промышленного суверенитета без современных колёсных машин, без технологий невозможно.
Сергей Александрович, расскажите, как идут дела на производстве, какие новые модели осваиваются. И о перспективах, которые сегодня есть у предприятия.
С.Серебряков: Наш завод является одним из старейших заводов России. Он основан в 1801 году. А в прошлом году, осенью, мы отметили 100-летие отечественного тракторостроения. И завод был отмечен высокой государственной наградой – орденом Почёта.
За последние годы мы провели очень серьёзную, глубокую модернизацию производства. Так как мы являемся родоначальником тракторостроения России, нам надо было выполнять задачу углубления технологической кооперации на территории страны и развития целого ряда направлений.
Мы создали много моделей, которые успешно работают на полях страны. А до введения незаконных санкций против нашей державы успешно работали на международном рынке – и в странах Западной Европы, и в Соединённых Штатах Америки, что говорит о конкурентоспособности нашей промышленности.
Усилиями команд завода, группы «КамАЗ», Тутаевского моторного завода сохранено и развивается производство тяжёлых дизелей. Это вообще очень важная и сложная задача. Мы в этом году приступили к выпуску опытно-промышленной партии с электронным управлением двигателем. Пять лет назад освоили и уже в течение пяти лет производим и совершенствуем систему автоматической коробки перемены передач. Это такой сплав технологий, интеллекта и инженерной школы. Возродили конструкторско-технологическую школу в этом направлении. Серьёзно занимаемся трансмиссионным производством.
М.Мишустин: Большое КБ у вас?
С.Серебряков: Большое, почти 200 человек. Причём средний возраст – 28 лет. Десять лет назад мы занялись программой омоложения кадров. Мы являемся, по нашим оценкам, одним из самых «молодых» промышленных заводов в России.
У нас на территории предприятия развёрнуты два учебных центра – причём средние учебные заведения прямо на нашей производственной площадке. И реализован большой проект «Профессионалитет». То есть кадрами занимаемся очень серьёзно.
Несмотря на сложности, связанные с санкциями против России, мы не столкнулись с проблемами объёма производства в 2022, 2023, 2024 годах. Ни одной минуты завод не стоял, наращивал объёмы производства. Потому что всё своё и белорусское, за исключением компонентов гидравлики и определённых элементов электроники.
М.Мишустин: В Белоруссии с кем сотрудничаете?
С.Серебряков: Гомсельмаш – это шинное производство, карданное производство.
М.Мишустин: Минский тракторный в меньшей степени?
С.Серебряков: С тракторным заводом и Гомсельмашем у нас технологическая кооперация и взаимодействие в области системы гарантийно-сервисного обслуживания и продаж. А так компоненты крупных белорусских производителей, безусловно, присутствуют в составе наших изделий. Много лет назад я был инициатором создания ассоциации сельхозмашиностроителей Союзного государства, которую возглавляю. Мы достаточно глубоко интегрируемся.
М.Мишустин: О кадрах. Вы сказали, что серьёзно этим занимаетесь. Решать вопросы образования, которое связано с прикладными, технологическими производственными процессами, вообще сложно. Поскольку на сегодняшний день без участия таких компаний, как ваша, построить систему обучения в серьёзной передовой инженерной школе невозможно. Поэтому взаимодействие передовых инженерных школ с компаниями – будущими заказчиками кадров очень важно, для того чтобы понимать, что нужно в плане технических требований той или иной компании, которая будет ждать выпускников.
Плюс, конечно, вопросы профессионалитета. Тоже очень важно, чтобы учреждения профессионалитета были глубоко интегрированы в предприятия, которые производят современную, передовую продукцию, занимаются научно-исследовательскими и конструкторскими разработками. И наоборот, предприятие как работодатель должно понимать и мониторить (чтобы была обратная связь), чем, собственно говоря, занимаются их потенциальные будущие сотрудники. И здесь роль наставничества огромная.
Как у вас построен этот процесс?
С.Серебряков: Первое, что мы сделали, – это создали систему непрерывной практики на заводе. И эту систему необходимо, с моей точки зрения, изучить и, может быть, распространять на территории всей страны. Для начальника цеха (я объясню, как это изнутри) всегда проблема, когда приходят молодые ребята: надо выполнять производственный план, но надо их и обучать. Поэтому я задумался, как этот вопрос решить вместе с учебным заведением – это среднее профессиональное учебное заведение имени Котина. И мы изъяли определённую штатную численность из структуры цеха, наполнили её студентами рабочих специальностей и начали выполнять производственный план с этой задачей. Таким образом, руководителю структурного подразделения пришлось заниматься ребятами и обучать их. Это был первый шаг. Потом, исходя из этого, надо было перестроить систему самого обучения, чтобы постоянное количество ребят могли выходить на практику в производственные цеха. А затем это всё трансформировалось в систему, когда мы уже смотрим: если молодой человек способен, готов к работе, – включаем в штат предприятия, и он параллельно учится. Платим ему соответствующую зарплату. Когда он уходит в армию, за ним закрепляется рабочее место. И вот такое сочетание заботы о людях, молодых ребятах, вместе с постоянной практикой непрерывного обучения дало хороший результат. И дальше профессионалитет строили уже с учётом этого опыта. Теоретические занятия и практические проводятся фактически параллельно, то есть, изучив теорию, ребята тут же выходят на практику: все производственные цеха, все производственные компетенции они могут практически изучать прямо на заводе. Непосредственно и в учебном центре есть практическая работа (станки и оборудование мы купили), и уже в производственных ячейках, где штатные места для них всегда в наличии.
Это привело к тому, что мы достаточно большими темпами подняли профессиональный уровень на предприятии и омолодили коллектив. Если 10 лет назад «средний возраст» завода составлял около 60 лет, то сегодня 33 года. Хорошая практика в этом плане.
Такая же работа, но со своей спецификой, – и с высшими учебными заведениями.
М.Мишустин: А много у вас работает сотрудников с высшим образованием? Какая доля с высшим образованием, со средним образованием?
С.Серебряков: Почти 70% с высшим, потому что многие наладчики, операторы станков с ЧПУ – это люди с высшим образованием.
М.Мишустин: Вы знаете, вот интересно, я посещал несколько заведений профессионалитета и видел ребят: это образование не называется высшим, однако уровень компетенций ребят, которых готовят там, очень высокий.
С.Серебряков: Поменяли ещё серьёзно технологии. Сегодня мы внедрили цифрового двойника цеха, то есть цифровой контроль за работой каждого оборудования. Ввели систему оплаты на ежедневой основе – начисления по результатам труда за каждый день.
И когда молодой человек работает на станке с числовым программным управлением – это либо сварочный робот, либо механообрабатывающий станок, – то растёт его квалификация, он получает навыки программирования, наладки, подтягивается до уровня знания технологий. А это уже фактически высшее образование.
В общем, эти цифровые решения по поводу производительности труда дают очень хороший эффект.
М.Мишустин: Цифровые решения, платформизация и новые технологии, о чём Президент всегда говорит, это сейчас основа для повышения производительности труда. И на сегодняшний день это одна из основных задач для достижения национальных целей развития, которые перед нами ставит глава государства.
Сергей Александрович, спасибо большое. Удачи Вам и трудовому коллективу завода.
С.Серебряков: Спасибо.