Бездействие правоохранителей. Кадровый голод или умышленная волокита?
«Сейчас возможностей, перспектив для развития бизнеса и его расширения еще больше, и российский бизнес не должен их упустить, а то не ровен час некоторые ушедшие компании захотят вернуться», - заявил на прошлой неделе Президент России Владимир Путин в Московском международном доме музыки, где проходил ежегодный съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
Музыкальность события ознаменована ростом внешнеторгового оборота России за 2022 год на 8,1% до 850 миллиардов долларов, в том числе экспорта на 19,9%. Импорт сократился на 11%. Профицит торгового баланса составил 332 миллиарда долларов, что на 70% больше, чем в 2021 году. «Вот такая хорошая музыка», — образно выразился президент.
Бегство из российской экономики западного капитала недружественных стран открывает новые возможности для развития отечественного предпринимательства, которое может занять освободившиеся ниши в ключевых отраслях отечественной экономики.
К сожалению, открывшиеся возможности улучшения макроэкономического климата в стране осложняется внутренними проблемами, препятствующими реализации задач, поставленных в Указе Президента РФ от 13 мая 2017 г. «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.».
Вопросы профилактики, предупреждения и предотвращения рейдерских захватов, иных преступных и противоправных действий в хозяйственно-финансовой сфере, осуществляемых в том числе с вовлечением представителей правоохранительных, регулирующих и контрольно-надзорных органов, государственных корпораций и компаний с преобладающим участием Российской Федерации остаются в числе основных факторов влияния на отечественную экономику.
Разрешение этих вопросов напрямую зависит от реализации правоохранительными структурами полномочий в области раскрываемости экономических преступлений. Согласно опубликованной МВД России в начале этого года «Краткой характеристики состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2022 года» подразделениями органов внутренних дел в 2022 году выявлено 81,8% от общего количества зарегистрированных преступлений экономической направленности и 74% криминальных деяний коррупционной направленности.
Преодоление порога нераскрытых преступлений экономического характера может объясняться как коррупционной составляющей, борьба с которой уже давно начинает приобретать оттенок национальной русской забавы, так и кадровым голодом в российской правоохранительной системе. Зачастую оба препятствия раскрываемой преступных деяний идут рука об руку, осложняя защиту прав отечественного предпринимательства в условиях санкционного давления недружественных государств.
И если проблема коррупционной составляющей завуалирована волокитой в расследовании экономической преступности, когда ход уголовному преследованию виновных в преступлении правоохранители не дают благодаря административно-финансовому рычагу давления преступных групп, то голод правоохранительной системы в квалифицированных кадрах не позволяет даже определить наличие или отсутствие состава преступления.
Выступая на «Правительственном часе» в Совете Федерации в конце прошлого года министр МВД Владимир Колольцев открыто заявил о том, что нехватка 90 тысяч человек в органах полиции пока не сказывается на криминогенной обстановке, но всему есть "разумный предел". Преступность продолжает сокращаться, раскрываемость растет. Однако, «уповать на то, что эта динамика будет продолжаться только из-за одних высоких призывов со стороны руководства министерства и других органов государственной власти, органов внутренних дел, наверное, не стоит», - осторожно обозначил проблему глава МВД. По его словам, за последние годы численность полицейских в Москве уменьшилась почти в два раза.
При этом двукратное уменьшение численности сотрудников московской полиции усугубляется и проблемой квалификации оставшихся в строю правоохранителей. Сложные вопросы экономических преступлений корпоративного характера требуют необходимости повышения уровня соответствующей подготовки кадровых сотрудников правоохранительных структур.
Если по целому ряду преступлений против личности практика привлечения к уголовной ответственности отточена еще с советских времен, то корпоративное рейдерство зачастую вводит правоохранительные органы в ступор, наиболее простым выходом из которого для следователя является отказ в возбуждении уголовного дела или его волокита.
Не так давно редакция Российского Репортера опубликовала статью по вопросу о рейдерских захватах предприятий в условиях внешнего давления на экономику, в которой мы подробно писали о современных угрозах российской экономике в связи с участившимися рейдерскими захватами коммерческих организаций, упомянув в ней ситуацию вокруг крупного московского подрядчика в строительной сфере ООО «СитиСтрой». С тех пор журналистское расследование по данному делу продолжается.
На наш взгляд, проблему сложностей в раскрываемости экономических преступлений можно поставить на конкретном примере расследования уголовного дела в отношении до сих пор «неустановленных лиц», открыто приобретших долю одного из учредителей компании «СитиСтрой». Лакмусовая бумажка предварительного расследования уголовного дела, связанного с ООО «СитиСтрой», выявила достаточно низкий уровень готовности отечественной правоохранительной системы к вызову экономических преступлений корпоративного характера.
Напомним, что изначально по версии следствия, неустановленные лица из числа руководителей строительной компании, имея умысел на хищение доли учредителя в уставном капитале ООО «СитиСтрой», подали в налоговый орган заведомо ложные сведения о принятии Обществом доли потерпевшего на основании якобы её неуплаты, а регистрирующий орган внес соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, тогда как по бухгалтерскому балансу организации задолженность по оплате учредительных взносов отсутствовала. В результате вышеуказанных действий потерпевшему был причинен особо крупный ущерб.
Расследование по уголовному делу проходило так долго, что признанный потерпевшим участник организации не успел дожить до его окончания. При этом вместо продолжения расследования по уголовному делу УМВД России по городскому округу Домодедово, в производстве которого оно находится, решило прекратить предварительное расследование.
Постановлением старшего следователя СУ УМВД по городскому округу Домодедово ст. лейтенантом юстиции Левиной М.А. в октябре прошлого года уголовное дело было резко прекращено и почти 4 месяца его никто не расследовал. Ограничившись опросом бухгалтера организации и трех потенциальных обвиняемых в качестве свидетелей и не проведя никаких иных процессуальных действий, а фактически поверив на слово этим «свидетелям», следователь, приняв решение о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, ушла на полтора месяца в «заслуженный» отпуск.
Только в феврале этого года Прокуратура отменила постановление о прекращении уголовного дела, направила его на дополнительное расследование. Мать умершего потерпевшего вступила в наследство и в марте этого года обратилась с гражданским иском, в удовлетворении которого было отказано в связи с прекращением уголовного дела, несмотря на отмену прокуратурой постановления о его прекращении. Следователя нисколько не смутили факты отмены органом надзора постановления о прекращении уголовного дела и нахождение уголовного дела на стадии предварительного расследования. Отказ матери умершего в признании гражданским истцом со ссылкой на прекращение уголовного дела, производство по которому на самом деле возобновлено, вызывает не просто недоумение, но и ставит под вопрос соответствие сотрудника УМВД по городскому округу Домодедово занимаемой должности.
Несмотря на подачу нескольких десятков жалоб от имени потерпевшего, а потом и от его матери, УМВД по городскому округу Домодедово уголовное дело не расследует и занимается исключительно допросами свидетелей по фактам, имеющим исключительно экономический характер.
Журналисты Российского репортера на основании предусмотренной законом официальной аккредитации присутствовали на нескольких судебных заседаниях в Арбитражном суде Московской области при жизни потерпевшего, который пытался оспорить переход своей доли Обществу и реализацию её в пользу оставшихся участников. На основании сведений, полученных в открытых судебных разбирательствах и из собственных источников редакции стало известно следующее.
В силу Договора об учреждении ООО «СитиСтрой» уставный капитал участники Общества вносят в течение 3 (трех) месяцев с момента государственной регистрации Общества. Через неделю участники приняли новое решение - Устав ООО «СитиСтрой», согласно которому уставный капитал оплачивается в течение четырех месяцев с даты государственной регистрации Общества. Общество было зарегистрировано 07 февраля 2018 года, следовательно четырехмесячный срок оплаты участниками доли в Уставном капитале Общества истекал 07 июня 2018 года. Не дожидаясь истечения предельных сроков оплаты доли в уставном капитале участник и генеральный директор организации 08 мая 2018 года издает распоряжение о переходе доли потерпевшего организации, а впоследствии данная доля потерпевшего переходит директору и двум оставшимся учредителям.
Правоохранительные органы нисколько не смущает то обстоятельство, что доля потерпевшего перешла Обществу по распоряжению директора со ссылкой на истечение срока её оплаты еще до истечения срока оплаты этой доли.
В распоряжении редакции имеется ответ аудитора по результатам аудиторской проверки, где указано, что задолженностей по оплате долей у участников нет, сданный в налоговый орган бухгалтерский баланс за подписью самого директора организации, в котором уставный капитал оплачен в полном объеме и даже выписка по учредительскому счету, в котором указано, что сумма в полном объеме была уплачена всеми участниками. Все эти документы были переданы в УМВД по г.о. Домодедово, которое все еще не усматривает события преступления.
Вышеизложенные обстоятельства и сведения, полученные нашей редакцией в открытых судебных процессах в рамках арбитражного спора, мотивировали нас обратиться за разъяснением о волоките в вышестоящий орган - Управление МВД России по Московской области, а также ряд иных специальных ведомств и подразделений за предоставлением сведений о причинах волокиты по уголовному делу. До настоящего времени оперативный комментарий подразделений МВД нашей редакцией так и не предоставлен.
Редакция полагает, что волокита по делам, аналогичным рассматриваемым в УМВД по городскому округу Домодедово делу, может быть вызвана, в том числе, отсутствием кадрового резерва по расследованию корпоративных преступлений. Ну как может следователь отказать в удовлетворении заявления о признании гражданским истцом со ссылкой на прекращение уголовного дела, которое он сейчас расследует? Вопрос риторический, но ответ на него может заключать в себе вполне логичное обоснование.
Кадровый голод в правоохранительных органах свидетельствует о системной проблеме, проводящей к невозможности восстановления прав наших граждан, в том числе тех, кто решил встать на рельсы развития российского предпринимательства. Уровень квалификации сотрудников правоохранительных органов напрямую влияет на улучшение макроэкономического климата нашего государства, от которого зависит желание граждан заниматься предпринимательской деятельностью, инвестировать в отечественную экономику. Защищенность российского бизнеса от рейдерства является одним из ключевых факторов реализации экономической стратегии, утвержденной Президентом нашей страны.
Коррупционная же составляющая в проблеме рейдерских захватов, борьба с которой также утверждена руководством Российской Федерации в качестве одного из необходимых приоритетов экономической безопасности, практически неуловимый элемент в системе преступлений корпоративного характера.
По просьбам читателей Редакция «Российского Репортера» будет следить за делом ООО «СитиСтрой» и на основании Закона «О СМИ» продолжит журналистское расследование.
Мы считаем это важным потому, что подобные журналистские расследования ориентируют бизнес в сложной корпоративной ситуации и привлекают внимание компетентных органов, вскрывая серьезные недостатки и нарушения в бизнес-среде.