Постскриптум к Конференции Института диаспоры и интеграции
В позапрошлом веке наделала шума книга «Слова, сказанные на лестнице». Автор придумал, что могли бы сказать, но не сказали, очевидцы в ответ на оставшиеся в истории фразы великих, вроде «Пришел. Увидел. Победил» или «Государство – это Я!». Но после сказанного, – спускаясь, так сказать, по лестнице истории, – никто в тот момент не нашелся с ответом.
Эти уроки, однако, не останавливают в наше время отдельных желающих после драки кулаками махать. Депутат Госдумы от КПРФ Михаил Матвеев пришел 16 февраля по приглашению другого депутата – Константина Затулина («Единая Россия») на организованную Институтом стран СНГ (второе название: «Институт диаспоры и интеграции») конференцию «Какая служба миграции нужна России?». И посвятил все свое пространное выступление, как у него водится, нависшей над Россией и русским народом смертельной мигрантской угрозе. Защищая при этом, как ни странно, оставление всей миграционной политики в сегодняшних руках, то есть исключительно в полицейском ведомстве.
Константин Затулин вступил с коллегой-депутатом в спор. В том «кто – кого?» смогли убедиться не только присутствующие, но и любой непредвзятый человек из видео и стенограммы Конференции.
Михаил Матвеев, заранее анонсированный сочувствующей блогосферой как представитель «сил добра» на зловредной Конференции зловредного Института, третий день не может успокоить себя и свою клиентелу. По молодости лет, что так естественно, им кажется, что они всегда правы. И получая отпор, злятся, переходя к передёргиванию, откровенному вранью и оскорблениям. За трое суток мы в Институте насобирали такого на 300 страниц убористого текста в формате А4.
Всего не перескажешь. Недавно открыв для себя слово «диаспора»,– разумеется, ругательное,– невежды сразу принялись пугать: «В РФ создают Институт диаспоры и интеграции. Скоро мигранты будут везде». Сообщаем, что Институт стран СНГ, он же Институт диаспоры и интеграции, существует под таким названием с момента своего учреждения 11 апреля 1996 года. И все эти годы, в соответствии с Уставом, исследовал и поддерживал не чью-нибудь, а именно российскую диаспору за рубежом. Не помнящие родства не утруждают себя тем, что с прошлого века русский народ, став в таком масштабе разделённым, вынужден жить в диаспоре, т.е. «рассеянии» по всему миру. Попыткой склеить её, российскую диаспору и её связи с Родиной и занимается Институт диаспоры и интеграции и его директор Константин Затулин – автор вошедшей в 2020 году в Конституцию поправки о конституционной обязанности Российской Федерации поддерживать соотечественников за рубежом.
В своём выступлении на Конференции Константин Затулин призвал к порядку коллегу, жонглирующего раздутыми цифрами и фактами и поднимающего таким образом очень опасную в многонациональной России волну ксенофобии. При этом он обозначил проблемы, с которыми мы сталкиваемся при желании внести ясность и определённость. И в положение вещей и в свою личную позицию.
Затулин высказывался на эти темы неоднократно. И не в помойном интернете, а на страницах российской печати. Например, в статье «Бей, но выслушай! Какое отношение к победе имеет закон о гражданстве?» в мае 2023 г. в «Литературной Газете» и в «Исповеди на заданную тему. Миграция, репатриация, война, преступность и экономика на чаше весов» 12 декабря 2023 г. в «Московском Комсомольце».
Считаем нелишним кратко повторить:
1. Миграция трудовых ресурсов в Россию – вынужденная на постсоветском пространстве мера в условиях демографического спада, войны с Западом и СВО на Украине, для предотвращения дальнейшего разбегания людей и стран из СНГ и Евразийского союза. Трудовая миграция должна быть не проблемой, а инструментом социально-экономического развития России. Надо избавляться от миграционной зависимости, повышать производительность труда, но так быстро это не произойдет.
2. Борьба с преступностью и нелегальной миграцией должна перейти на новый качественный и организационный уровень. Но сводить всё к этому,– значит пренебрегать всеми другими национальными, социальными, экономическими и внешнеполитическими аспектами миграции. Нонсенс, если в бюджете Российской Федерации все расходы на обеспечение миграционного процесса, в том числе такой его части как «Государственная программа содействия переселению соотечественников в Россию», содержатся в разделе «Борьба с преступностью». Как сказал 14 декабря 2023 года Владимир Путин в ходе прямой линии с гражданами России: одного МВД недостаточно, чтобы решать в комплексе проблемы миграции.
3. Не надо путаться в правах наших соотечественников и трудовых мигрантов. Константин Затулин в течении многих лет борется за репатриацию, т.е. возвращение в Россию всех, кто должен иметь на это право, прежде всего по признаку кровного родства. Он – автор законопроектов на этот счёт, внесённых в Государственную Думу. Уважительно относясь ко всем народам, населявшим бывший Советский Союз, он, тем не менее, не считает правильным предоставление по упрощенной процедуре гражданства России мигрантам, не имеющим в России национальных корней. И очень сожалеет, что внесённые им и другими депутатами поправки в определение «кто же такой наш соотечественник из-за рубежа» до сих пор не рассмотрены и не приняты. Не узаконив списка «национальностей РФ» или «исторически проживающих в России народов» мы остаёмся в плену расплывчатых норм.
4. Затулин считает ошибкой разделение граждан России на «чистых» и «нечистых» – тех, кто получил гражданство по рождению и тех, кто переселился в Россию после распада СССР или пришёл в неё вместе с Крымом, Донбассом и др. в зрелом возрасте.
Константин Затулин, как и Глеб Жеглов, считает, что «преступник должен сидеть в тюрьме». Но никто никогда не объяснит, почему одни преступники могут оставаться гражданами, какое бы преступление они не совершили, а другие – нет. По этим причинам депутат Затулин выступал и выступает против переписывания в закон «О гражданстве» всех статей Уголовного кодекса. Кто заслужил – расстреляйте, но не делайте лицемерно вид, что они не ваши граждане. Не давайте гражданство в зрелом возрасте кому попало и спросите с тех, кто это допускает.
Давайте соотечественникам. В порядке репатриации.
И последнее. Затулин не считает для себя возможным, в отличие от некоторых своих коллег, «пиариться на всём, что можно и нельзя». В разные периоды истории нашей страны демагоги, популисты, ещё не знакомые с интернетом, написали горы макулатуры в борьбе с «кибернетикой — продажной девкой империализма» и «генетиками – мухолюбами и дрозофилами». Кампании по шельмованию врагов народа – не только наше изобретение. В Америке в 50-х был Маккартни, на наших глазах на просвещённом Западе поднялась волна пещерной русофобии.
Депутату и директору нашего Института не в первый раз в своей политической и общественной жизни приходится выступать против течения, если он в чём-то убеждён. В данном случае – против попытки возвести ксенофобию в статус национального приоритета.
Не старайтесь. Займитесь лучше капустой, как советовал отставной Диоклетиан.