Какая миграционная политика нужна России
Что делать?
1. Пересмотреть Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 гг. Принять Стратегию.
В основе Стратегии должно быть понимание ближних и дальних, долгосрочных целей миграционной политики. Исходить из того, что миграция трудовых ресурсов в Россию – вынужденная на постсоветском пространстве мера в условиях демографического спада, войны с Западом и СВО на Украине, для предотвращения дальнейшего разбегания людей и стран из СНГ и Евразийского союза.
Трудовая миграция должна быть не проблемой, а инструментом социально-экономического развития России. Надо избавляться от миграционной зависимости, повышать производительность труда, восстанавливать профессионально-техническое образование. Понимая при этом, что так быстро это не произойдет. Необходим переходный период, главным содержанием которого должно стать изменение качества миграционного потока: организованный набор трудовых ресурсов в странах СНГ на смену хаосу и бесконтрольности.
2. Перейти от лозунгов к делу в обеспечении права соотечественников на репатриацию, то есть возвращение на Родину. Прежде всего, на законодательном и исполнительном уровнях, внести ясность в определение «российский соотечественник за рубежом». Это либо выходец или потомок выходцев с территории современной Российской Федерации, либо кровный, знающий русский язык родственник, принадлежащий по национальности к народам, исторически проживающим на современной территории России. Список «исторических» или «коренных» народов России должен быть официально утвержден.
Государственная программа содействия добровольному переселению в Россию соотечественников из-за рубежа должна быть пересмотрена с тем, прежде всего, чтобы перестать быть проходным коррумпированным двором для упрощенного получения российского гражданства теми, кто не имеет на это права. Принять необходимые решения (в форме закона, указа Президента или постановления Правительства), устанавливающие дополнительные льготы и меры поддержки соотечественников из недружественных стран (прежде всего Прибалтики и других государств Европейского союза), не путая их вынужденный переезд или выдворение с «добровольным переселением». Перейти, наконец, к предоставлению политического убежища в России.
Предложить гражданам Украины, бежавшим в страны ЕС от войны и мобилизации, гостеприимство в России. При условии, конечно, проверки и персонального отбора, исключающего угрозы нашей государственной безопасности. Вести работу по возвращению на Родину релокантов, не допустивших со своей стороны во время пребывания за рубежом попыток нанести ущерб, пропагандистский или иной, Российской Федерации.
3. Считать коррупцию и недостатки государственного управления миграцией и репатриацией главными проблемами миграционной политики, требующими срочного внимания и разрешения. Нынешняя схема, перекладывающая все проблемы миграционной политики на МВД как головное ведомство и не учитывающая, таким образом, социально-экономические, национальные, внешнеполитические аспекты миграции, давно не выдерживает критики. Как и представление всех расходов на миграцию и репатриацию в разделе Государственного бюджета «Борьба с преступностью». Путаница создает дополнительную почву для коррупции, с которой не может справиться само МВД в собственных рядах.
Необходимо выделение управления миграцией в самостоятельное направление деятельности Правительства, министерство или ведомство. Предлагаемые варианты должны, однако, учитывать необходимость перехода от старой к новой, отраслевой схеме управления. Нельзя потерять контроль в ходе такой перестройки (что на макроуровне доказала перестройка в СССР).
Предлагаю начать с создания Департамента миграционной политики в Правительстве Российской Федерации, разработки и утверждения Государственной программы «Миграция и репатриация» с соответствующим отражением в структуре Государственного бюджета РФ, повышения статуса Главного Управления по делам миграции МВД РФ до Федеральной миграционной службы, остающейся, как федеральное ведомство, при МВД. Кураторство над всей миграционной политикой должен взять на себя или сам Председатель Правительства или тот из его заместителей, для которого оно не окажется второстепенным поручением.
4. Признать, что евразийская интеграция на постсоветском пространстве, дальнейшее существование и развитие Евразийского союза и Организации Договора коллективной безопасности невозможно при отказе Российской Федерации от свободы движения рабочей силы. Но реализация этой свободы не может быть отделена от других (капиталов, товаров, услуг), с чем мы сталкиваемся в отношениях с участниками Евразийского союза, под давлением западных санкций. Право на трудовую миграцию в Россию должно рассматриваться как привилегия для дружественных стран, побуждающая их к углублению интеграции. Надо рассмотреть возможность использовать сегодняшний миграционный кризис, в духе философии дзюдо, для подталкивания Узбекистана и Таджикистана к членству в Евразийском союзе угрозой выхода Российской Федерации из Межправсоглашений по миграции и гражданству.
Активизировать на всех уровнях работу с населением в странах миграционного исхода, то есть в республиках Закавказья и Средней Азии. Продолжить в еще более широких масштабах строительство русских школ, создание филиалов российских ВУЗов, поддерживать русский язык и культуру за рубежом. Наращивать информационные возможности, русскоязычный Интернет, радио и телевидение.
5. Довести до современного применения в Российской Федерации контроль за въездом-выездом иностранцев, применение цифровых профилей (паспортов) трудовых мигрантов, внедрение дактилоскопии и др.
Заняться регулируемым перемещением как собственных, так и иностранных трудовых ресурсов в трудонедостаточные регионы Российской Федерации, установив для этого необходимые на федеральном и региональном уровнях льготы. Проанализировать, например, практику предоставления «Дальневосточного гектара» в интересах внутренней трудовой миграции в России.
Чего не делать?
1. Перестать «прятать голову в песок», уходя от своевременного решения возникающих в связи с миграцией проблем и отказываясь рассматривать ее как важнейшее направление государственной деятельности, вышедшее в общественном мнении на второе место по актуальности и остроте восприятия после СВО на Украине.
2. Не откладывать разбирательство с условиями труда и пребывания трудовых мигрантов в Российской Федерации, соблюдением их естественных прав со стороны работодателей. Не отказываться от проведения показательных процессов над нарушителями Трудового законодательства как со стороны предпринимателей, так и со стороны лоббистских структур, наживающихся на нелегальной миграции и завозе мигрантов.
3. Не допустить перерастания справедливых претензий к недостаткам миграционного процесса и конкретным нарушениям и преступлениям со стороны иностранцев в России в мигрантофобию и ксенофобию, подрывающие подлинные основы российского самосознания. Пресекать призывы к межнациональной вражде и погромам по законам военного времени. Разоблачать анонимные и иные Интернет-ресурсы, отдельных политических и общественных деятелей, избравших ксенофобию и борьбу с инородцами для повышения своей известности и популярности.
4. Отказаться от внесения популистских законопроектов в сфере миграции, основанных на ложной или предвзятой информации в популистских целях.
На основе опыта применения положений нового закона «О гражданстве Российской Федерации» вернуться к вопросу о последствиях разделения граждан России на две части – ставших гражданами по рождению или приобретших его по другим основаниям.
Константин Затулин
16 мая 2024 года