История БАМа: как начиналось масштабное строительство магистрали
Байкало-Амурская магистраль по праву является одним из самых масштабных проектов 20-го века. Грандиозная стройка и по сей день остается символом трудового подвига советского народа и имеет огромное стратегическое значение для экономического развития страны.
В 2024 году по всей стране проходят торжественные мероприятия, посвященные 50-летию начала строительства БАМа. К полувековому юбилею БАМа вспомним, как начиналась история этой легендарной стройки.
26 апреля 1974 года на XVII съезде ВЛКСМ БАМ объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. На следующий день из Кремлёвского Дворца съездов первый ударный строительный отряд из 600 комсомольцев отправился на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. По пути следования посланцев комсомола приветствовали жители многих станций Транссиба. Большие митинги-встречи состоялись в Тайшете, Усть-Куте, Сковородино.
БАМ не имеет себе равных по сложности топографических и инженерно-геологических условий. Трасса проходит по труднодоступным районам Хабаровского края, Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской и Иркутской областей, Республики Саха (Якутия).
Интенсивное сооружение БАМа велось с 1974 по 1984 год. Дорога строилась от Усть-Кута (Иркутская область) до Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край), а также на север — от Тынды до Беркакита.
Магистраль входит в число крупнейших железных дорог мира. Протяжённость основного пути БАМа (Тайшет – Советская Гавань) составляет 4287 километров. Из них более 1000 километров — почти четверть пути — проложено в районах вечной мерзлоты и высокой сейсмичности.
Стальная магистраль БАМа пересекает более 3 тысяч водных преград, в том числе 16 крупных рек (в их числе Лену, Витим, Олёкму, Зею, Бурею, Амгунь, Амур). За десять лет в суровых природно-климатических условиях выполнен огромный объём строительно-монтажных работ. Сквозь скалы, тайгу, по болотам и вечной мерзлоте проложено более 5 тысяч километров главных и станционных железнодорожных путей, построено около 4200 мостов и других искусственных сооружений.
Наряду с объектами магистрали силами шефских организаций союзных и автономных республик, краёв и областей построены три новых города, более 60 благоустроенных посёлков, около 200 станций и разъездов. Путешествуя по магистрали, можно открыть для себя очень интересные географические названия. Например, Пони, Оунэ, Джигдаси, Кото, Имбо, Токи, Этыркэн (он же — Этеркан, Этэркан, Этыркан).