Ангелы, люди, Шекспир: три самых заметных фильма кинофестиваля «Горький фест-2024»
С 12 по 18 июля в Нижнем Новгороде прошел 8-й по счету фестиваль нового российского кино «Горький фест». В конкурсной программе были представлены короткометражные и полнометражные работы. Рассказываем про три наиболее ярких картины из основного конкурса.
«Ячейка общества»Новый фильм Алены Званцовой, сценаристки и режиссера, известной по фильмам «Сумасшешая любовь», «Небесный суд» и «Норвег», а также по сценарию к «Оттепели» Тодоровского. В центре внимания — молодые родители Саша и Кирилл, чья дочка Варя впервые идет в детский сад. Кирилл работает айтишником и почти весь день проводит на работе, где нередко задерживается, Саша же с момента ухода в декрет из-за беременности занимается исключительно ребенком и, кажется, откровенно скучает. В садике она знакомится с папой подруги Вари, строителем Глебом. Их отношения понемногу выходят за рамки приятельских, что ведет к проблемам в и без того не самом надежном браке с Кириллом.
Трудно сказать, что заинтересовало 52-летнюю Званцову в истории про героев, младше нее в два раза — Саше как раз 26. Но в итоге получился «папин фильм», или, вернее, «мамин», о том, что поколение зиллениалов (термин, обозначающий молодых людей, родившихся, между 1998 и 2005 годами, т.е. между поколениями Y и Z) категорически не приспособлено к взрослой жизни. Саша мается от безделья и копит запас истерик в себе, Кирилл, вроде бы чуть более сдержанный, все равно в какой-то момент превращается в токсика и оба творят невероятную дичь, от которой больше всех страдает, конечно, дочь. На выходе получаются «Сцены из супружеской жизни», скрещенные с «Пилой», но вместо того, чтобы резать и кромсать пилами и прочими штуками, герои просто манают друг другу мозг. На самом деле больше всех страдает зритель — ибо смотреть кино про настолько инфантильных людей, без смысла и конечной цели, это настоящая пытка.
«Ангелы не жужжат»Третий полнометражный фильм Александра Сильвестрова, чьи предыдущие картины, «Охотники» и «Молоди», почти неизвестны широкому зрителю, и неудивительно — это артхаусные драмы со сложной структурой, в которых реальность порой заменяется мыслями и чувствами героев, переплетается с фантазиями и абсурдистским нарративом. Вот и здесь так же. Перед нами истории 12 персонажей разного калибра: бухгалтер в рыболовной компании, чудаковатый айтишник, создающий «цифровые надгробия» и другие колоритные личности. Все они вроде бы не связаны друг с другом, но при этом через их истории проходит сквозная сюжетная линия с отцом, куда-то везущим мальчика на машине — и нам почему-то не показывают его лицо.
Если вы смотрели фильмы Роя Андерссона, культового шведского постановщика и мастера абсурда, то примерно можете представить себе, что вас ждет. Более того, параллели видны невооруженным взглядом: у Андерссона в «О бесконечности», например, тоже была нарезка из множества коротких историй о людях, мечтающих воспарить к чему-то высокому, но прикованных к бренной земле. Ангелы Селиверстова, соответственно, не жужжат, потому что у них ни крыльев, ни харизмы: пунктиром прописанные люди, единственной характеристикой которых является их принадлежность к определенному роду занятий. Абсурдистский юмор (финал — пожалуй, лучшее что есть в фильме) не сказать чтобы очень смешной и острый, потому смотреть фильм просто скучно. Забавляет неожиданное участие кинокритиков Сергея Дешина и Зинаиды Пронченко в качестве актеров, но, сами понимаете, это контент, мягко говоря, на любителя.
«Король Лир»Лучший фильм довольно скудного (уж так сложилось в этом году) конкурса и просто одна из лучших российских картин года, которую, к сожалению, почти наверняка будут крутить в очень ограниченном прокате, поэтому следите и не упускайте. Очередной неограненный (и это прекрасно!) алмаз якутского кино, поставленный Сергеем Потаповым, опытным театральным режиссером, лауреатом «Золотой маски», работавшим в кино тоже, но за пределами Республики Саха почти не известным. Новый же его фильм заслуживает умной, думающей публики — хотя бы из-за формы: это кино на стыке игрового и документального, потому что снято в реальном доме престарелых, а большинство актеров — непрофессионалы, реальные обитатели учреждения, которые, по сюжету, репетируют «Короля Лира».
Интересный факт — трагедию Шекспира до этого ни разу не ставили в Якутии, зато первая же постановка получилась, мягко говоря, необычной. Герои фильма — реальные старики, которых родные сбагрили на попечение государства, но с появлением в доме экстравагантного режиссера (его играет Альберт Алексеев, звезда «Молодости» Дмитрия Давыдова) их жизнь буквально расцветает. Черно-белый в основной своей массе фильм балансирует на грани кино и театрализованного зрелища, когда участники постановки разыгрывают пьесу прямо во время своих бытовых занятий и при помощи подручных средств (например, местному Глостеру глаза «выковыривают» ложкой из столовой — и это ни разу не кровожадно, а, напротив, очень смешно). Трагедия превращается в комедию, а потом снова в трагедию — ведь когда кино закончится, старики вновь вернутся к своей тихой и печальной жизни, где они толком никому не нужны. Вот так из кинематографического хулиганства получается важное и весьма острое социальное высказывание. Показы «Горького» идут в театре, поэтому в финале хотелось искренне похлопать актерам и создателям, будто мы видели их прямо на сцене. Браво!