1941-й: Как комсомолец Игорь Иванов и пионер Петя Чадаев помогали партизанам
В дни Тульской оборонительной операции город Щёкино оказался в тылу врага. Немецкая армия разрушила промышленные предприятия и магазины, жилые дома и хозяйственные постройки. Фашисты расстреляли около 160 мирных жителей.
Партизанскую войну с гитлеровцами вели не только взрослые, но и дети. Расскажем том, как боролись комсомолец Игорь Иванов, пионер Петя Чадаев и другие щекинские подростки. Они выводили из строя связь, уничтожали вражеские расчеты, мешали вывозу продовольствия. И заплатили за это жизнью.
Город был захвачен немецкими войсками 28 октября, и его оккупация продолжалась 52 дня — до 17 декабря 1941 года. Фашисты разрушали магазины, промышленные предприятия – «Кислотоупор», керамический и кирпичный заводы. Пострадали колхозы, скотные дворы, школы и детские сады, баня, прачечная, клуб, типография, красные уголки. Оккупанты взорвали и сожгли 717 домов, 931 надворную постройку, 21 деревню, поликлинику и родильный дом.
По архивным данным, немецкие захватчики замучили и расстреляли около 160 мирных жителей. Невосполнимые потери понес музей-усадьба «Ясная Поляна».
— Город Щекино был перевалочным пунктом для немецких войск,— рассказывает краевед Валентин Огнев. — Наш разведчик докладывал, что количество вражеской техники варьировалось: в один день было много, в другой — меньше. Поэтому точное число фашистов остается неизвестным. Они занимали дома и квартиры местных жителей. Их гестапо располагалось на территории второй шахты, а ремонтная мастерская — на заводе «Кислотоупор».
— Какое было отношение к ним?
— Фашисты забирали домашний скот, детей выгоняли на улицу, издевались над ними, убивали. Естественно, никто не относился к ним хорошо. Но были и предатели, сотрудничавшие с немцами. Впоследствии по постановлениям специальных судов их расстреляли.
Игорь Иванов поджег штаб фашистов и перерезал им связь
Игорь Иванов родился в 1925 году в Щекино. Он учился в средней школе №1 и мечтал о службе в военно-морском флоте.
29 октября 1941 года на окраине Щекина со стороны деревни Грецовка появились вражеские танки, на улицах зазвучала чужая речь. Игорь увидел, как фашисты размещали свой штаб в тресте «Щекиноуголь» и здании НКВД. В ту же ночь он пробрался к месту, где были гитлеровцы. С помощью бутылок с горючей смесью комсомолец поджег два здания. «Это вам первый гостинец!» — подумал он и исчез. Игорь слышал крики часового, автоматные очереди, рев моторов мотоциклов, и ему хотелось сделать больше.
Спустя некоторое время пропала телеграфная связь. «Опять партизаны», — неистовствовали фашисты. И так было несколько раз. В последний — комсомолец залез на столб, быстро перерезал провода и бесшумно спустился. Но за ним наблюдал предатель Прудников, который рассказал об увиденном немцам.
В деле «Акты и отдельные факты об убийствах и зверствах, совершенных немецко-фашистскими захватчиками на территории Тульской области» 1 описи 2 фонда Р-2515 «Тульского государственного архива» записан рассказ о расстреле Игоря Иванова.
Вот что рассказывала Зоровой, сотруднице УНКВД (по версии экспертов), мать Анна Эдуардовна о гибели своего сына:
«У меня немцы убили моего сына семнадцатилетнего Игоря. Учился он в 9 классе средней школы г. Щекино. 15 ноября 1940 г. (так записано в источнике, ошибка — шел 1941 год) в 10 ч. утра к нам в дом пришел предатель Прудников и сказал, указывая на сына: “Тебя вызывает военный комендант”. Я тоже молча стала одеваться. Прудников у меня спрашивает:
— А ты куда?
— Я иду туда, куда вызывают сына.
— Ну пойдем, — сказал Прудников, — ты там нужна.
И мы пошли втроем. Пришли к военному коменданту и долго ждали переводчика. Потом пришел переводчик. Сначала допрашивали меня. У меня спросили: “Скажите, вы знаете, зачем вызвали вашего сына?”
Я ответила, что не знаю. Комендант крикнул: “Молчите, вы должны знать”, и стукнул по столу кулаком. Он еще несколько раз спрашивал меня об этом, но ответ был тот же. Тогда он приказал вывести меня из кабинета. Меня вытолкнули из двери, и я скатилась вниз по лестнице.
Как допрашивали сына, я не слыхала. Только расслышала его некоторые слова, которые он громко говорил: “Не сниму”. Его заставляли снять фуражку, а он не хотел снимать. Об этом мне у нас после рассказали, и еще я слыхала, как он сказал: “Да, я комсомолец!”
Потом в 2 часа дня его всего избитого вывели оттуда и повели по направлению к лесу. Я шла за ним вслед и спрашивала, куда его ведут. Он мне ответил: “Не беспокойся, мама, если со мной что случится, комсомол не бросит”.
Я спросила, о чем его спрашивали на допросе. Но один из конвоировавших немцев понимал по-русски, он оттолкнул меня, и больше нам не разрешили ничего говорить. Сына довели до леса и расстреляли. Больше я его не видела».
Спустя время тело комсомольца забрали мама и одноклассники. Они похоронили мальчика на Троснянском кладбище. После ученики щекинской школы №13 вместе с учителем Татьяной Фроловой обратились в комсомол, чтобы перезахоронить прах юных мстителей. Молодежная организация поддержала их просьбу. И к 35-летию освобождения города от немецко-фашистских захватчиков прошла траурная церемония перезахоронения праха героев в братскую могилу.
— В Щекинском муниципальном архиве нашли документы, подтверждающие, что наш земляк Игорь Иванов был активным комсомольцем и патриотом. Он искренне любил родной край и ненавидел врага. Игорь не сомневался в необходимости освобождения Щекино от немецко-фашистских захватчиков. Его подвиг — пример для нас, — комментирует Наталия Бочарова, главный архивист Щекинского района.
История Пети Чадаева: «Да, я порчу связь, потому что ненавижу вас»
Петя родился в 1929 году в большой семье, где было 11 детей. Его отец Сергей Тимофеевич работал на угольной шахте. Мать Евдокия Ивановна вела хозяйство. Мальчик жил в деревне Грецовка и учился в щекинской средней школе №1. Детство для него закончилось с приходом фашистов в Щекинский район.
Петя тайком под рубашкой носил пионерский галстук и не мирился с властью оккупантов. В один из дней он познакомился с советским разведчиком и согласился ему помочь. Пионер стал собирать сведения о расположении вражеских штабов и о предателях среди односельчан, чтобы передать их партизанам.
Кроме разведки, Петя совершал и личные диверсии: он дважды перерезал телефонный кабель, тянувшийся от здания гестапо. Юного подпольщика выследил и выдал фашистам предатель.
Петю схватили, бросили в сырой подвал и подвергли жестоким допросам. Его избивали, пытали, но он не выдал ни имен, ни местоположения партизан. Он говорил, что один совершал диверсии. Ничего не добившись, фашисты расстреляли мальчика 6 декабря 1941 года.
Тело юного героя тайком вывезла мать, и его похоронили на Троснянском кладбище. Смерть младшего сына стала тяжелейшим ударом для семьи. Сергей Тимофеевич, отец Пети, не вынес горя и слег. Весть о трагической гибели дошла и до его братьев на фронте, где солдаты поклялись отомстить фашистам за Петю и за гибель тысяч советских людей.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 2.09.1965 г. за мужество и отвагу, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг., посмертно награждены медалью «За отвагу» Игорь Иванов и Петя Чадаев.
Боевой дух щёкинских школьников
В Щёкине и его округе фашистами активно боролись и другие подростки.
Архивист Наталия Бочарова:
— Одними из таких героев были Юрий Даев и Николай Залесский из села Крапивна. Когда немецкие войска заняли их родное село, шестнадцатилетние юноши не стали оставаться в стороне. Они тайком пробирались к вражеским обозам и выводили из строя телеги с награбленным зерном, которое фашисты готовились вывезти в Германию.
В один из дней им удалось обнаружить и уничтожить вражеский пулеметный расчет, что сорвало планы немцев по укреплению одного из своих опорных пунктов. В 1943 году Даев и Залесский учились в тульском пулеметном училище, а затем служили вместе на фронте.
23 февраля 1944 года Николай Залесский погиб в бою. Юрий Даев скончался 6 марта 1944 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1965 года Юрий Даев был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, а Николай Залесский – орденом Отечественной войны 2 степени.
Многие подростки прятали раненых красноармейцев, перевязывали им раны и приносили еду. Девочки собирали теплые вещи, вязали носки и варежки для бойцов Красной Армии, писали им письма поддержки. Их самоотверженность стала важной частью народного сопротивления в тяжелые месяцы обороны Тулы. Имена этих юных партизан навсегда вписаны в историю Великой Отечественной войны как пример мужества и патриотизма.
Конец 1941-го: враг отогнан
В середине декабря 1941 года фашисты хаотично бежали. Брошенная техника, замерзшие тела солдат и лошадей, разбитые повозки — так выглядели ближайшие дороги. Немецкие войска отступали на юг и юго-запад — в сторону Черни, Плавска и Орла — под постоянными ударами советской пехоты и авиации, неся большие потери.
К декабрю 1941 года советские войска начали контрнаступление на этой территории. Щекино освобождали части 50-й армии генерала Ивана Болдина: две стрелковые дивизии под командованием Кузьмы Трубникова и Алексея Терешкова. 16 декабря 1941 года они разгромили 296-ю пехотную дивизию противника, а утром 17 декабря вошли в город.
Советские воины захватили 8 самолетов, 25 танков, около 35 автомашин, склад боеприпасов и другое военное имущество. И к концу декабря область была почти полностью очищена от врага.
Разгром танковой армии Гейнца Гудериана в Тульской области стал первым крупным поражением вермахта и сорвал планы молниеносной войны. Эту победу вместе с советскими солдатами приближали и отважные дети.
Как сегодня вспоминают о юных щёкинских героях
По этой теме в щекинских школах каждый год проводят классные часы и уроки мужества. Ученики узнают о подвигах своих ровесников, читают письма и архивные документы, смотрят фотографии тех времен. Сотрудники краеведческого музея, библиотеки, архива Щекинского района проводят встречи с школьниками и студентами колледжей, показывают им сохранившиеся документы тех лет.
— Щекинский муниципальный архив организует мероприятия, посвященные героям-землякам. Они приурочены к важным датам Великой Отечественной войны: 22 июня, 9 мая, 23 февраля и 17 декабря — день освобождения города Щекино от фашистских войск, — рассказывает Наталия Бочарова о памятных днях.
Щёкинские школьники учат стихотворения о своих сверстниках. Их часто берут для конкурсов-чтецов на военную тематику. И в тишине школьных залов оживает история:
…Пятнадцать лет исполнилось мальчишке,
Давно минули эти времена,
Когда мальчишка знал лишь понаслышке,
Что боль и горе всем несет война.
Пришла пора, беда пришла большая,
И он уже не мальчик перед ней —
Так, силы для победы набирая,
Страна своих растила сыновей.
Сыны взрослели, расправляли плечи
И под огнем вставали в полный рост.
Немало мальчиков легло навечно
У сосен придорожных и берез…

