Акустический рай для исполнителей и слушателей: Как будет звучать музыка в отреставрированной Петербургской консерватории
До революции Большой зал Рубинштейна был одной из лучших музыкальных площадок города. Таким он предстал и после реконструкции. Для совершенного звучания его форму изменили с прямоугольной на подковообразную и оснастили технологиями переменной акустики.
«В случае применения звукоусиления в зале — не звука акустических инструментов, а например, электроинструментов — в этом случае зал может быть чуточку приглушен, и может быть изменено время реверберации», — сказал Алексей Самохин, главный инженер проекта.
Каркас зала усилили металлоконструкциями. 25 алюминиевых ферм под потолком способны выдержать до 50 тонн оборудования.
В сценической коробке сотни механизмов управления декорациями, светом, звуком и самой сценой. Для эффектного появления актеров смонтировано 5 люков-провалов. Сама сцена имеет три уровня — выше, ниже или вровень со зрительным залом, так что при необходимости места в партере можно увеличить.
А в малом зале имени Глазунова былой лоск вернули позолоте, реставраторы восстановили лепной декор, живопись на потолочных плафонах и корпус старинного органа. Здесь сохранили элементы естественной деревянной акустики конца XIX века.
«Чтоб звук проникал сквозь стул и не отражался. Тем самым из любой точки зала архитекторы хотели обеспечить хорошую акустику. Стулья сделаны в Австрии», — сказал Сергей Рыбак, представитель генерального подрядчика.
Настоящим вызовом стало восстановление домовой церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Оригинальные витражи немецкого производства не пережили революцию. Новые воссоздали по мотивам живописи Васнецова. Большую работу реставраторы проделали при восстановлении фресок кисти Андрея Рябушкина и Василия Беляева.
Результат реконструкции в ходе своего визита в Петербург оценил Владимир Путин. Главу государства сопровождали вице-премьер Марат Хуснуллин, министр культуры Ольга Любимова и губернатор Александр Беглов. Экскурсию провел ректор вуза Алексей Васильев. Президент осмотрел восстановленные интерьеры и учебные классы, которые оснастили цифровыми технологиями.
- Что такое переменная акустика?
- Сейчас мы с вами разговариваем, будто в комнате находимся, если система будет включена, можно создать ощущение, что мы находимся в любом концертном зале мира.
Реконструкция консерватории началась в 2015 году, но неурядицы с подрядчиками растянули работу на несколько лет.
«Работы велись по прямому поручению президента, он неоднократно отмечал, что затянувшуюся реставрацию надо завершать. Напомню, с 2018 по 2020 год объект стоял без отопления и достался нам а аварийном состоянии», — сказал Денис Анненков, представитель «Единого заказчика в сфере строительства».
В ходе реконструкции, которая завершилась на год раньше срока, специалисты восстановили около тысячи уникальных экспонатов — от редких музыкальных инструментов до картин. Учебные занятия в историческом корпусе начнутся двери 1 сентября. А уже летом по парадной лестнице из итальянского мрамора Бьянка Карара поднимутся гости первых музыкальных вечеров.