Аналоги Telegram и WhatsАpp* для бесплатных звонков, и что с морем в Аланье
На этой неделе мы следили за тем эффектом, который произвел на туристов и на всю туристическую отрасль запрет на звонки в мессенджерах и выясняли, какие аналоги им можно найти бесплатно. А также ставили второй эксперимент по замене турагента нейросетью. Спойлер: 2,5 года спустя после первой нашей попытки ИИ снова не справился, хотя и много чему успел научиться. Кроме того, на этой неделе мы выясняли, что происходит с морем в Аланье и где найти Rixos в 2,5 раза дешевле, чем в Турции. Об этом и многом другом — в нашем пятничном дайджесте.
Как позвонить за границу бесплатно без Telegram и WhatsАpp*Аудио- и видеозвонки через самые популярные мессенджеры не работают, и это уже серьезно сказалось на удобстве не только туристов, но и туроператоров с агентами: теперь им тоже не позвонить бесплатно своим партнерам за рубежом. Мы собрали в статье несколько мессенджеров и сервисов, которые отчасти помогут решить проблему.
Разобрали плюсы и минусы различных сервисов, написали, каким из них необходимы договоренности с абонентом заранее — звонок не пройдет, если его не будет онлайн. Рассмотрели самые популярные решения для бизнеса, а также выяснили, могут ли владельцы iPhone звонить через Facetime от Apple на телефоны с ОС Android. Оказалось, что это возможно — абоненты смогут подключится через отправленную ссылку. Кроме того, написали, как теперь можно звонить из-за границы в Россию по своему домашнему тарифу, без роуминга.
Читайте наш мини-обзор и добавляйте те способы, которые вы проверили лично.
___________________________________________________________________________
* принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории России
В Турции рассказали о загрязнении моря у АланьиЗагрязнение Средиземного моря в районе курортной Аланьи и соседнего Газипаши достигло опасных масштабов и уже представляет угрозу не только морской экосистеме, но и здоровью людей. Об этом сообщает издание Yeni Alanya со ссылкой на доцента Средиземноморского университета Гюрая Догана.
По словам эксперта, контакт с водой в этом регионе может вызвать у местных жителей и туристов тошноту, рвоту и лихорадку. Основными причинами ухудшения экологического состояния моря он назвал не только туристическую активность, но и сброс сельскохозяйственных отходов, а также последствия климатических изменений, которые способствуют росту числа микроорганизмов в воде.
Ситуацию усугубляют пластиковые отходы, мусор с пляжей и лодок. Гюрай Доган подчеркнул, что экологических инженерных решений недостаточно: «Туризм и сельское хозяйство должны действовать сообща. Если меры не будут приняты сейчас, в следующем году может быть слишком поздно».
Rixos в Египте стоит в 2,5 раза дешевле, чем в ТурцииНа цены отелей в Турции влияют высокая инфляция и рост издержек, заявил председатель правления Rixos Hotels Феттах Таминдже. По его словам, невозможно конкурировать только за счёт снижения стоимости номера. И турецким отельерам лучше сосредоточиться на брендинге и привлечении туристов, которые тратят больше.
Он привел в пример разницу в ценах на различных направлениях. Например, цена проживания в отеле Rixos в Белеке составляет около 1000 евро за ночь. «Да, это недешево, — сказал Феттах Таминдже, — но если вы хотите получить тот же уровень в Испании, Италии, США или Дубае, цена будет в два-два с половиной раза выше. В нашем отеле в Египте мы предлагаем аналогичную концепцию за 400 евро».
Таким образом, председатель правления Rixos Hotels подтвердил, что отдых в отеле его сети в Египте обойдется туристам в 2,5 раза дешевле. По словам турагентов, в последние годы, с тех пор, как цены в Турции начали резкий рост, все больше их клиентов выбирают летом аналогичные отели в Египте, чтобы сэкономить.
На рынке уточняют: те из них, кто привык к турецкому сервису, зачастую видят недостатки в египетских отелях. Однако даже несмотря на это появилась категория туристов, которая переориентировалась на Шарм-эль-Шейх и Хургаду. Клиенты турфирм объясняют это тем, что не видят оснований переплачивать за высокую инфляцию в месте отдыха при отсутствии позитивных изменений в сервисе, питании и т.д.
Нейросети против турагентов: эксперимент второйНа этой неделе, после того, как турагентам в очередной раз предрекли смерть от ИИ, редакция Profi.Travel провела второй эксперимент, чтобы понять: способен ли ChatGPT грамотно ответить на вопросы туристов и подобрать им варианты отдыха. Первый был два с половиной года назад. Теперь, когда нейронки уже прошли большой путь и многому научились, мы вновь сделали попытку заменить турагента нейросетью. Что из этого вышло — судите сами.
Выяснилось, что с момента первого эксперимента ChatGPT научился показывать фотографии и цены, рекомендовать агрегаторов, туроператоров и сетевые турагентства. Скидок по-прежнему не дает, но сообщает, где их можно получить. Вот только с подбором подходящих вариантов для отдыха — по-прежнему проблемы. Профессиональные турагенты оценили старания нейросети «на троечку».
Туристов с ребенком он отправил в отель 18+. В Дубае запутался с логистикой и ценами. Подбирая круиз, ошибся с датами. В Сочи предложил два отеля, которые нельзя даже сравнивать между собой. На Байкале провалился по географии, а отвечая на вопрос про визы за рубеж, предоставил устаревшую информацию. Полный вариант эксперимента ищите здесь.
Туристку обязали вернуть деньги, которые она отсудила у турфирмыНапоследок хотим обратить ваше внимание на любопытный кейс. Туристка отсудила у турфирмы за несостоявшееся в 2022 году авторское путешествие в ЮАР около 900 тыс. руб. Однако, спустя два года после первого разбирательства, апелляции и даже произведенного возврата, компании удалось доказать, что взыскание части средств было неправомерным.
Дело было так: в 2022 году индивидуальный предприниматель организовывала авторский тур в ЮАР с участием наставника. Поездку отменили: наставник отказался лететь. Предприниматель предложила альтернативы — другой инструктор, другие направления, перенос сроков. Туристка отказалась и потребовала полный возврат средств. А позже — подала в суд. И выиграла его.
О том, как юристам удалось доказать, что часть суммы, которую она уже успела получить, должна вернуться предпринимателю, узнайте из нашего материала.
Подборка главных новостей турбизнеса: Экскурсионные туры могут серьезно подорожать из-за новых правил Турецкий лоукостер объявил распродажу билетов в Европу от 9 евро Таиланд разрешит туристам платить за отдых криптовалютой Турист выбрал место в самолете, но забыл оплатить: посадят ли его на рейс? Треть средств размещения пока не успели выполнить новые требования Гидов и экскурсоводов хотят обязать работать официальноМинтранс подготовил проект постановления о введении инфраструктурного сбора с авиакомпаний для финансирования капитального ремонта аэродромов. Базовый размер составит 150 руб. с каждого пассажира с последующей ежегодной индексацией на уровень инфляции, сообщает «Коммерсант». Дополнительно ставка может корректироваться решением правительства — в зависимости от пассажиропотока, расходов концессионеров или изменения бюджетного финансирования.
Оператором станет ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», которое будет распределять средства между собственниками аэродромов. Если документ примут, новые правила вступят в силу 1 марта 2026 года и будут действовать до 2032 года.
Сбор обсуждается с 2024 года, когда был создан Фонд реконструкции аэродромов. По расчетам Росавиации, за счет нового механизма удастся направить 124 млрд руб. из внебюджетных источников на обновление 28 аэродромов в 2025–2030 годах.
В Минтрансе уверяют, что 150 руб. составляют лишь «доли процента» от стоимости авиабилета. Однако перевозчики опасаются, что коэффициенты и индексация могут увеличить сбор в разы. Особенно заметным он может стать для коротких субсидируемых маршрутов: например, на рейсе Владивосток—Комсомольск-на-Амуре с тарифом 3,7 тыс. руб. сбор в 150 руб. уже занимает 4% цены, а при росте до 600–700 руб. доля увеличится до 20%.
Авиакомпании также указывают на риски: отсутствие специальных условий для льготных категорий, например, для детей, а также для субсидированных рейсов, возможность многократного взимания с трансферных пассажиров. «То есть один пассажир может четырежды заплатить сбор за один перелет, что окажет серьезное давление на хабовую модель перевозок», — цитирует «Коммерсант» мнение специалистов одной из авиакомпаний.
Еще одна проблема — неравномерная нагрузка: на более эффективных перевозчиков она будет больше. Авиакомпании предлагают ограничить сбор 85% загрузки самолета и закрепить правило, что изменения ставки вступают в силу не ранее чем через девять месяцев, чтобы ее увеличение непосредственно перед вылетом не стало серьезной финансовой нагрузкой.
В «Аэрофлоте» признали необходимость обновления инфраструктуры, но подчеркнули, что любые сборы в итоге отражаются на цене билета. Эксперты, напротив, считают, что в ближайшие годы спрос на авиаперевозки останется высоким, тем более, учитывая дефицит бортов. А компании смогут компенсировать расходы за счет прибыли, не переложив их полностью на пассажиров.
Напомним, ранее эксперты предполагали, что этот сбор в среднем увеличит стоимость авиабилетов примерно на 5%. Но на ценообразования значительно серьезнее влияют другие факторы, например, доступность авиатоплива. Его стоимость составляет примерно 30-40% от тарифа.