Аншлагами отмечен проходящий в Ярославле XXV Международный Волковский фестиваль
В городе, ставшем 225 лет назад колыбелью национального русского театра, в течение двух недель ведущие театральные коллективы страны представляют свои премьерные постановки.
Сначала о радостном. Экспертный совет премии народного артиста СССР Сергея Тихонова и народной артистки РСФСР Наталии Терентьевой определил победителей. Ими стали артисты Волковского театра. В номинации «За лучшую женскую роль» была награждена Татьяна Коровина. Совет отметил ее роль Маргариты в одноименном спектакле. Юрий Круглов был награжден за роли Никанора Ивановича, Поплавского и Андрея Фокича в том же спектакле «Маргарита».
По решению экспертного совета заслуженная артистка России, актриса театра Волкова Ирина Чельцова награждена специальным дипломом «За большой личный вклад в развитие театрального искусства».
Волковский фестиваль – не только для ярославцев, а для всей театральной России, – так выразила общее настроение министр культуры Ярославской области Ирина Ширшова. А еще он особенный: впервые по уровню организации он созвучен национальному конкурсу «Золотая маска».
– Не только мы должны определять фестивальную афишу, поэтому в команду приглашен независимый эксперт, наиболее погруженный в контекст не только российского, но и мирового театра, – объясняет художественный руководитель Волковского Валерий Кириллов.
Программным директором фестиваля стала театровед, писатель, ведущая телепередач, организатор конкурса актерской песни имени Андрея Миронова Марина Райкина.
– Я исходила только из качества спектаклей: чтобы они были живые, современные, интересные, модные. И чтобы от просмотра их зрители испытывали радость, – поделилась Марина Райкина.
А еще это спектакли в новом театральном дискурсе, освобожденные от всем надоевшего постмодернизма.
– Изменилось время, и театр не мог не измениться. Еще недавно на пике моды находился постмодернизм, а сейчас это не просто вчерашний день, а раздражающий нафталин, – отмечает эксперт. – Кто-то скажет, что произошло возвращение к консерватизму. Не вижу в этом ничего плохого. Но это не просто возвращение к старому. Это новый взгляд на него. Взято лучшее из нашего наследия с преломлением в новом времени, с добавлением доли романтизма. Он вытесняет постмодернистский цинизм, который всем надоел. Приходят новые поколения со своими идеями. Я разговариваю с молодыми режиссерами, хожу на театральные лаборатории и вижу, что они иначе мыслят. Нужно время, чтобы сформировалось и выкристаллизовалось что-то значительное, произошел перелом.
Можно сказать, что Волковский фестиваль стал переломным моментом в истории отечественного театра. Первыми перешли Рубикон сами волковцы: именно их спектакль об основоположнике национального театра «Федор Волков. Восхождение» открыл фестивальную программу. Эстафету принял кумир публики, народный артист России Александр Домогаров, сыгравший в музыкальном спектакле «Вертинский».
Вертинский на сцене раздвоился: его сценический образ отделился от реального человека. Белый Пьеро, Черный Пьеро – это всего лишь маски, которые надевал на себя гениальный артист. Их можно снять с себя и развесить на веревке, словно белье после стирки. Тогда и станет видна истинная сущность человека. Именно ее и воплощал Александр Домогаров – трогательно, возвышенно, со всей страстью собственной души. А последняя реплика спектакля прозвучала исповедально. Каждый из нас, оглядываясь на пройденный жизненный путь, может так сказать: «Артист – это аккорд, а когда в нем не звучит хотя бы одна нота, аккорда нет. И знаете, что я понял за всю свою жизнь: самое трудное – просто жить».
Выйдя к публике, под гром оваций Александр Домогаров сказал о том, что выступать в Ярославле большая честь. И эта фраза на протяжении фестиваля звучала из разных уст неоднократно.
Малый театр показал в Ярославле новое прочтение любимого многими поколениями водевиля «Лев Гурыч Синичкин». Сразу две постановки режиссера Константина Богомолова представлены ярославским зрителям: нашумевший спектакль «Чайка с продолжением» театра на Бронной – и «Слава» БДТ имени Г.А. Товстоногова. Театр кукол имени С. Образцова поразил необычным сценическим прочтением шекспировских трагедий и комедий. А Санкт-Петербургский театр «Мастерская» под руководством Григория Козлова представил уникальную театральную эпопею «Тихий Дон» продолжительностью почти 9 часов. Это своего рода театральное путешествие длиной целый день. Оказывается, и такой формат бывает! И это лишь малая толика фестивальных открытий и чудес.
А между тем фестиваль выходит на финишную прямую, но впереди еще много интересного. К примеру, очень любопытно увидеть, как инновационный театр балета из Калуги хореографически воплотит пушкинскую «Метель» (12+), или каким окажется неизвестный Айтматов в спектакле «Белый пароход» (16+). А в завершение театрального смотра 19 октября театр имени Евгения Вахтангова поразит наше воображение красочным и музыкальным байопиком «Амадей» (16+).
У каждого ярославца еще есть возможность стать сопричастным театральному празднику.
