Авиакомпании рассказали, как можно снизить стоимость авиабилетов

Авиакомпании рассказали, как можно снизить стоимость авиабилетов

Авиакомпании просят смягчить ограничения в южной части России, где воздушное пространство частично закрыто с февраля 2022 года. Спрямление маршрутов (отмена ограничений в обход закрытой зоны на юге России) позволит увеличить пассажиропоток на 5 млн человек в год. А возобновление работы еще хотя бы одного аэропорта — на 7 млн. Сокращение времени в пути на полчаса может снизить стоимость авиабилетов. Об этом сообщает «Коммерсант». В Минтранспорте, по данным издания, пока не ответили на предложения.

По оценке S7 Airlines, спрямление маршрутов на участке от Элисты до Волгограда может увеличить пассажиропоток на 5 млн человек в год. Директор по управлению флотом авиакомпании Константин Пьянков на конференции AirTravel-2025 в Сочи уточнил, что это повысит оптимальность маршрутов на 60%. Речь идет об экономии более 130 тыс. часов полетного времени почти для 90 направлений, которые сейчас пролегают в обход зоны ограничений. Только аэропорт Сочи в этом случае может получить дополнительно до 1,2 млн пассажиров в год.

Собеседник из другой авиакомпании также добавил, что после введения ограничений продолжительность рейсов из Москвы в Сочи увеличилась почти вдвое — до четырех часов. В авиакомпании видят возможность сокращения времени полета хотя бы на полчаса. Так как сегодня в себестоимости билета значительную долю составляют расходы на топливо, можно предположить, что это должно позволить снизить стоимость авиабилетов.

Источник в одной из крупных авиакомпаний сообщил изданию, что при спрямлении маршрутов и открытии хотя бы одного из южных аэропортов пассажиропоток может вырасти на 7 млн человек.

Авиаперевозчики также предлагают перевести ряд запасных аэродромов, закрывающихся на ночь, на круглосуточный режим. По словам Константина Пьянкова, неоптимальные маршруты встречаются не только на юге, но и восточнее. Причиной часто становится отсутствие работающих ночью запасных аэродромов, необходимых в период угрозы атак беспилотников.

Главный эксперт Института экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов отмечает, что даже незначительное спрямление маршрутов приведет к экономии топлива и росту провозных емкостей. «Количество времени, которое самолеты эффективно проводят в воздухе, возрастет, и высвобождение емкостей, возможно, позволит также открыть некоторые новые направления внутри РФ», — пояснил он. По его словам, окончательное решение остается за военными, однако пример с открытием аэропорта Краснодара этим летом показывает, что диалог идет в конструктивном ключе.

При этом перевод запасных аэродромов на круглосуточный режим требует дополнительного финансирования: содержание служб в постоянной готовности — значительная статья расходов. Однако, как отмечает Федор Борисов, такие меры позволят увеличить число ночных рейсов и создать дополнительные емкости.

Среди других проблем авиакомпании называют длительное обслуживание самолетов. Так, в «Уральских авиалиниях» отмечают, что в Екатеринбурге, Сочи и Хабаровске аэропорты «не выдерживают технологический график обслуживания, так как нет конкуренции между операторами». Персонал и техника, по словам представителей компании, «сильно оптимизированы» и не справляются с пиковыми нагрузками.

Дополнительные задержки создают и новые процедуры контроля. Генеральный директор Jazeera Airways Баратан Пасупати рассказал, что после введения обязательной дактилоскопии для иностранцев оборачиваемость самолетов в Сочи у компании увеличилась на 1,15 часа.

Как отмечают в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, без дополнительных мер по оптимизации маршрутов и работы аэропортов по итогам года пассажиропоток может снизиться на 5–6%, до 105–106 млн человек. Министр транспорта Андрей Никитин ранее заявлял, что Минтранс допускает сокращение показателя лишь на 1–2% по сравнению с прошлогодним уровнем в 111,7 млн пассажиров.

В октябре «Яндекс» сообщил о запуске трансферов. Пока — только для бизнес-клиентов. Учитывая, что столичный рынок такси уже по факту монополизирован экосистемой, будущее сегмента вырисовывается интересное. Profi.Travel собрал мнения экспертов о том, как этот шаг крупного агрегатора, активно отвоевывающего себе долю в сфере туризма, повлияет на отрасль.

Какие цены на трансферы «Яндекса»?

Как пояснили в Яндекс Go, алгоритмы отслеживают статус перелета по номеру рейса, указанному в личном кабинете, чтобы машина приехала ко времени посадки. Предполагается, что при задержке рейса время подачи автомобиля скорректируется автоматически. Стоимость такой услуги — цена поездки по тарифу плюс минимум 500 руб. за увеличенное времени ожидания. Эта сумма может меняться (в большую сторону) в зависимости от тарифа и аэропорта подачи, уточнили в компании.

За «встречу с табличкой» к стоимости поездки прибавляется фиксированная оплата за повышенное время ожидание (до 50 минут после посадки самолета), а также стоимость парковки — от 1100 руб.

Как комментируют в фирмах, занимающихся трансферами, стоимость вполне конкурентная. «Хотя, судя по описанию, ценообразование сложное, по крайней мере, в Москве, — говорит CMO компании Intui travel Алена Балахничева. — И непредсказуемая окончательная стоимость приемлема не для каждого бизнеса».

Первый шаг на пути к цифровизации туризма

Мнения экспертов о влиянии выхода «Яндекса» в сегмент трансферов на туристический рынок в целом разошлись. Например, соруководитель комитета Российского союза туриндустри, гендиректор Profi.Travel Алексей Венгин считает, что это первый (и необходимый) шаг на пути к цифровизации туризма.

«Туристические агрегаторы в России пока не дорабатывают в плане количества инвентаря. У большинства все ограничивается возможностью бронирования авиабилетов и отелей, у некоторых к этому еще добавляется ж/д и редко — автобусы. Но этого совершенно не достаточно для того, чтобы ответить на запрос туристов полностью: не просто отправить клиента из родного города в другой, где он забронирует отель. Межрегиональные маршруты со сложной логистикой, трансферы, экскурсии и много других необходимых услуг пока остается вне предложения экосистем», — считает он.

Алексей Венгин привел в пример одну из крупнейших туристических компаний Trip.com, на платформе которой туристы могут забронировать все необходимое для путешествия по Азии. Он подчеркнул, что для клиентов удобно выстраивать весь маршрут своей поездки и планировать все дополнительные развлечения в одном приложении.

«У нас пока такое невозможно. И запуск трансферов «Яндексом» я расцениваю как один из первых шагов к такому расширению функционала агрегаторов, к цифровизации внутреннего туризма для повышения его доступности для российских туристов», — пояснил глава Profi.Travel. Он добавил: вероятно, вариант для бизнеса — только начало и впоследствии трансферы будут предлагаться и туристам. А далее к этому добавятся возможности бронирования экскурсий и т.д.

Такой же точки зрения придерживается Алена Балахничева. «Это естественная ступень развития для всех подобных платформ. И присоединение ценных для потребителя сервисов — только вопрос времени», — считает она.

«Съест» ли «Яндекс» остальных игроков рынка трансферов?

Руководитель комиссии по стартапам РСТ, основатель сообщества Travel Startups Леонид Пустов, в свою очередь, считает, что в приходе «Яндекса» в сегмент трансферов есть как плюсы, так и минусы для рынка.

«Сейчас услуга индивидуальных трансферов не очень популярна у конечных туристов, — говорит он. — Предложив возможность заказа трансфера клиентам, пользующимся такси, компания знакомит их с новым сервисов, что приведет к увеличению рынка, от чего могут выиграть и другие участники».

При этом, по мнению эксперта, в корпоративном сегменте, где эта услуга более востребована, «Яндекс» может отнять долю у других игроков при перевозках на территории России. Что касается командировок за границу, то здесь компании продолжать пользоваться другими агрегаторами, у которых есть зарубежное покрытие, отметил он.

«Я думаю, что в перспективе нескольких лет «Яндекс» может занять заметную долю на рынке и даже стать его лидером. При низких ценах и хорошем уровне сервиса компания может быстро вытеснить мелкие трансферные фирмы, однако сервисы, ориентированные на высокое качество и имеющие международное покрытие, сохранят клиентов», — полагает Леонид Пустов.

Алена Балахничева подтверждает: даже с возможностями «Яндекса» полная монополизация рынка трансферов РФ маловероятна. «Конечно, «Яндекс» — сильный игрок, с большими возможностями, в том числе техническими. Тем не менее, рынок трансферов иной, чем такси. В сегменте такси было много небольших компаний, а в сфере трансферов уже много лет оперируют технически сильные игроки, имеющие значительные доли рынка», — поясняет она.

По мнению эксперта, выход «Яндекса» на рынок трансферов будет иметь положительные последствия для потребителей. «А роль турагента будет еще больше смещаться от «технического организатора» в сторону эксперта с компетенциями в сфере путешествий, к которому потребитель будет обращаться именно за советом, где провести отдых, соответствующий потребностям и ожиданиям», — заключила она.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

13:06
40
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025