Блэкаут в Доминикане: как отключение электричества сказалось на туристах
В Доминикане произошло полное отключение электроэнергии из-за аварий в системе генерации, пишет РИА «Новости» со ссылкой на государственную компанию Empresa de Transmisión Eléctrica Dominicana (ETED). Затронута вся страна, в том числе и популярный у россиян курорт Пунта-Кана, а также столица Санто-Доминго.
«Служба электроснабжения полностью отключена, что вызвано неисправностью в системе передачи», — говорится в заявлении, опубликованном в аккаунтах энергетической компании в соцсетях.
Сбой произошёл на электростанциях двух компаний, расположенных на востоке страны. Неисправность вызвала цепную реакцию, в результате которой из системы вышли и другие объекты генерации, в частности газовая электростанция AES Andrés на юге республики. Компания развернула бригады специалистов для восстановления подачи электроэнергии в кратчайшие сроки.
Позже электричество начало восстанавливаться. «Сейчас мы вырабатываем уже более 527 мегаватт электроэнергии, что составляет более 15% от национального спроса, и эта цифра будет продолжать расти по мере того, как мы стабилизируем систему», — заявил глава Минэнерго страны Хоель Сантос Эчаваррия, слова которого цитирует издание DW. По другим данным восстановлено уже более 40% электроснабжения.
На российских туристам, как рассказали Profi.Travel эксперты, ЧП практически не сказалось. Прямых рейсов в Доминикану сейчас нет, поэтому отдыхающих там россиян немного. «В данный момент у нас есть небольшое количество туристов, отдыхающих в Доминикане. В отелях работают запасные аварийные генераторы электричества, туристам предоставляется питание. В данный момент запросов на эвакуацию не поступало, туристы продолжают свой отдых», — пояснили в «Интуристе». Сейчас в Доминикане раннее утро, вероятно, когда туристы проснутся, ситуация отчасти стабилизируется. Но местным жителям и гостям страны рекомендовали готовиться к тому, что отключения будут продолжаться, возможны перебои в работе транспорта, в том числе и аэропортов.
Туристы с помощью турагентства купили билеты на регулярный рейс в Китай и обратно, но вылет в Москву перенесли на более раннее время. Путешественники об этом знали, однако в аэропорт не поехали. Самолет улетел без них, а им пришлось купить новые авиабилеты. Они выбрали один из самых дорогих вариантов с расчетом на то, что получат компенсацию в турагентстве. Юрист рассказал, могут ли турфирму обязать компенсировать потери клиентов.
В редакцию Profi.Travel обратилась турагент из сообщества Loyalty. Она рассказала, что туристы обратились в агентство с просьбой купить билеты на регулярные рейсы авиакомпании China Southern Airlines. Обратный вылет по маршруту Санья — Москва должен был состояться 9 ноября в 09:15 по местному времени. Но рейс отменили и пассажирам пришло СМС-уведомление, что их пересадили на другой, который вылетал раньше — 8 ноября в 20:35.
«Сообщение пришло туристам за 8 часов до вылета, аэропорт находится в 15 минутах езды от отеля, — пояснила турагент. — Туристы отправили уведомление менеджеру с вопросом, что делать. Им ответили: собирайтесь, рейс изменён, вылет раньше. Однако пассажиры почему-то приехали в аэропорт к первоначальному времени и сообщили менеджеру, что самолет улетел без них».
По словам турагента, клиенты потребовали купить им новые билеты. Потом сами выбрали самые дорогие и оплатили их самостоятельно — с расчётом на возмещение стоимости в агентстве.
«Ситуация, конечно, неприятная, но больших шансов вернуть деньги у туристов нет, — пояснил Profi.Travel руководитель юридического отдела компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры» Вадим Погорелов. — Тут стоит опираться на нормы российского законодательства, которые предписывают пассажирам заблаговременно прибыть в аэропорт для регистрации (п. 80 Федеральных авиационных правил, утв. приказом Минтранса № 82), а после регистрации — к выходу на посадку (п. 90 тех же правил). При этом на перевозчиков возложена обязанность по своевременному информированию пассажиров об изменениях (п. 74 указанных правил)».
Как видно из описанной ситуации, перевозчик свою обязанность исполнил, уточнил юрист. По его словам, учитывая это, поведение пассажиров можно трактовать как неявку на рейс.
«В соответствии с п. 91 Правил, пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом, — отметил Вадим Погорелов. — Поскольку пассажиры никого не уведомили, то авиакомпания может попытаться и отказать в возврате провозной платы на основании ч. 3 ст. 108 ВЗК РФ».
Агентству, по его словам, можно порекомендовать в последующей досудебной переписке четко обозначить свою посредническую роль в правоотношениях, а также заблаговременно подготовить доказательства предоставления туристам информации о порядке действий. Это, уточнил юрист, пригодится на случай суда.
