Братья по творчеству: как проект «Московские мастерские» помогает художникам
Нарисовать карандашом сон, слепить из глины фантастические сферы, включить анимационное солнце и найти покупателей для самых невероятных произведений — такие перспективы появились у художников благодаря проекту «Московские мастерские», который разработали специалисты Агентства креативных индустрий. Любой совершеннолетний житель города, обладающий незаурядными творческими способностями, может подать заявку, прикрепив творческое портфолио, пройти конкурсный отбор и получить на четыре месяца в безвозмездное пользование одну из 35 студий в здании районного центра «Место встречи “София”» недалеко от станции метро «Щелковская». С конца августа в «Московских мастерских» начали проводить экскурсии для посетителей.
Корреспонденты mos.ru побывали на этой «планете художников» и узнали, что вдохновляет живописцев и скульпторов, чем муравьи похожи на людей, как достичь гармонии во вселенной и почему важно объединяться с коллегами.
Творчество без рамокПервый сезон проекта «Московские мастерские» начался в конце весны 2025 года. Скоро сегодняшних резидентов сменят другие, прошедшие конкурс.
«Мы много лет взаимодействуем с художниками и не раз слышали, что им не хватает площадок для творчества. Дома не всегда удается оборудовать студию. Аренда подходящих помещений недешевая, к тому же творческим людям трудно ограничивать себя временными и финансовыми рамками. Они созидают в те минуты, когда приходит вдохновение, нужно оборудованное место, где разрешается шуметь, экспериментировать, проливать краску или клей на пол. В нашем пространстве можно все. Конкурс проходит дважды в год. 9 сентября начнется второй сезон, который продлится до 12 января», — объясняет проектный менеджер управления по работе с арт-индустрией Агентства креативных индустрий Москвы Лейла Саутиева.Возрастных ограничений для вступления в проект нет. Самому старшему участнику 52 года. Важное условие — статус индивидуального предпринимателя или самозанятого в Москве. Ведь сюда будут приходить коллекционеры, любители современного искусства и потенциальные заказчики. Кто-то наверняка захочет приобрести произведение искусства или пригласить художника на работу.
Второй критерий отбора Лейла Саутиева называет математическим: шансы претендента увеличиваются, если он не раз участвовал в выставках, биеннале, ярмарках и успел зарекомендовать себя. А третий — оценка экспертной комиссии, состоящей из искусствоведов и галеристов. «Среди сегодняшних резидентов вполне может оказаться будущий Валентин Серов или Казимир Малевич», — улыбается наша собеседница.
Жюри отдает предпочтение тем, у кого есть диплом о профильном образовании.
Впрочем, бывают исключения. Так, резидент «Московских мастерских» Александр Попыкин — инженер-эколог. При этом ему всегда хотелось созидать и общаться с художниками. Еще в юности он осознал, чем хочет заниматься, а именно превращать неприглядное или бесполезное в произведение искусства — и увлекся стрит-артом.
«Сейчас я как эколог интересуюсь утилизацией отходов. Собираю выброшенный картон и склеиваю роботов, рисую на нем или выжигаю портреты. Проект помог мне попасть в профессиональное сообщество творческих людей, к которому я не имел доступа», — делится Александр Попыкин.
Философия, экология и креатив«Московские мастерские» занимают два помещения второго этажа районного центра «Место встречи “София”». Первое ощущение — мы попали на космическую станцию: студии находятся за герметичными металлическими дверьми, слышно постукивание, жужжание, пахнет краской и жженой бумагой. А в просторном холле, распложенном между этими двумя помещениями, развешаны и расставлены неземные пейзажи, абстрактные инсталляции и портреты людей, которые кажутся пришельцами с других планет. Художники задумчиво рассматривают пустые стены, прикидывая, во что их можно превратить, и будто не замечают, что мы наблюдаем за ними.
«Мы организуем экскурсии по мастерским, чтобы любой москвич смог побывать в этом мире художников, увидеть, как рождается искусство. Они проходят ежедневно в 14.00 и 18.00 по предварительной регистрации на сайте Агентства креативных индустрий Москвы. Кроме того, резиденты проводят мастер-классы, а в лектории можно послушать рассказ приглашенного искусствоведа о знаменитом живописце, скульпторе или архитекторе. Кроме того, по итогам первого сезона состоится выставка работ участников проекта, которая откроется 8 сентября и продлится два месяца», — говорит Лейла Саутиева.
Постепенно собираются люди. Экскурсию проводит куратор первого и второго сезонов проекта Этери Орджоникидзе. Она обращает наше внимание на картины, изображающие увядшие цветы и опрокинутые горшки. Автор — ландшафтный дизайнер Сергей Трофимов.
«Многие дарят букеты в знак уважения или проявления чувств, но ведь цветы живые, и, срезая их, мы невольно нарушаем экологию Земли. Зато как прекрасно и гармонично они смотрятся в природе. Эту идею я хочу донести до посетителей выставки», — объясняет экскурсантам художник.
Подходим к огромному полотну. На нем нарисовано что-то вроде лунного пейзажа со скалой и кратерами в серо-коричневых тонах. На самом деле это термитник — дом, построенный белыми муравьями. Его изобразила Лидия Ильчук. В ее мастерской с десяток подобных картин, всюду баночки с темперными красками и кисти, а художница, склонившись над столиком, освещенным яркой лампой, лепит термитник из глины.
«Серию “Термитники” я начала в рамках проекта “Московские мастерские”. До этого писала ульи. Меня интересует тема сообществ, хочется найти метафору, передающую слаженную коммуникацию между представителями одного мира, и тем самым намекнуть, что и мы можем так. Термиты, не сговариваясь, возводят архитектурные формы высотой пять-шесть метров, и их конструкции совершенны. Что же говорить о людях, способных обсуждать, анализировать! И как раз здесь я нашла такое идеальное сообщество. Мы постоянно обмениваемся идеями. Коллеги научили меня с нуля лепить из глины и обжигать керамику, теперь я представлю на итоговой выставке не только картины, но и скульптуры термитников», — рассказывает Лидия Ильчук.В «Московских мастерских» есть отдельная комната, где стоят сушильные шкафы и печь для обжига: это мечта практически любого керамиста. Елена Алексенко уже создала коллекцию фигур — разноцветные сферы, нанизанные друг на друга. Одни видят в этих композициях планеты, другие — молекулы.
«Геометрические фигуры позволяют реализовать почти любую творческую идею. А здесь я могу экспериментировать и меня никто не ограничивает во времени, хотя создание керамики — долгий процесс. Сначала изделие нужно вылепить, затем обжигать в течение суток, далее покрыть глазурью и снова отправить в печь на 24 часа», — рассуждает Елена Алексенко.
Заходим в еще одну студию. Художница Лера Лыба рисует небо и облака. Раньше в ее работах не хватало динамики, но после общения с резидентами мастерских она решила добавить в них закаты и рассветы. Коллеги посоветовали использовать современные технологии, чтобы усилить эффект. «Направляем проектор на холст, где изображено море и небо, круг света движется, имитируя солнце. В дальнейшем я хочу сделать такую инсталляцию на стенах домов, чтобы москвичи могли любоваться небесным светилом в любое время суток», — уточняет собеседница mos.ru.
От Климта до «Московских мастерских»После экскурсии часть группы идет на мастер-класс, который в холле за длинным столом проводит художница Диана Некрасова. Она предлагает участникам нарисовать город в черно-белой графике: сначала начертить карандашом на листе бумаги, затем сделать пятна серой краской, закрасив картинку, а после гелевой ручкой выделить отдельные детали. Каждый изображает по-своему, единой техники нет. В этом и суть творчества.
Диана Некрасова преподает графику на первом курсе Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова. Но ей хочется творить самой, причем воплощать в реальность самые разные фантазии, в том числе свои сны. Так, на одной картине она изобразила клоунессу со смартфоном, а рядом девушку с дисковым ретротелефоном.
«У нас в институте однажды была новогодняя вечеринка на цирковую тему. А потом мне приснилось, будто я попала в метро прошлого, и все люди там были в карнавальных костюмах», — улыбается художница.
Тем временем в лектории искусствовед Наталья Лавренова рассказывает о Густаве Климте. Тема неслучайна: австрийский художник всю жизнь экспериментировал, пробовал себя в классических дамских портретах, инсталляциях с большим количеством золотой краски и даже драгоценных камней, постимпрессионистских пейзажах. Он стал основателем «Венского Сецессиона» — объединения молодых живописцев-авангардистов. По сути, создал свой творческий мир — как теперь в «Московских мастерских».
«Наш проект, в частности, показывает, что современное искусство не только холст и керамика. В следующем сезоне мы будем мотивировать художников создавать арт-инсталляции, причем действовать вместе, в коллаборации», — резюмирует Этери Орджоникидзе.
«Московские мастерские» — проект Агентства креативных индустрий при столичном Департаменте культуры, способствующий обмену идеями и опытом между художниками, возникновению кросс-индустриальных инициатив, а также раскрытию творческого потенциала молодежи.
Комод Марии-Антуанетты, секретер Булгакова. Удивительные редкости из музеев МосквыИз хобби-арта — в контекст современного искусства. Как галерея «Краснохолмская» работает с экологической тематикойДля художников проекта «Искусство в метро» провели выездную сессию на автовокзале Северные Ворота«От портрета до лорнета». Как новая выставка в Музее Тропинина переворачивает представление о его коллекции
Оперативно узнавайте главные новости в официальных каналах города Москвы в мессенджерах MAX и «Телеграм».