Бюджетные игры: астраханские коммунисты не поддались «прессингу» главы облдумы
Обвинения со стороны главы астраханской облдумы Игоря Мартынова в адрес фракции КПРФ звучали громкие. Мол, голосуя против поправок в бюджет они игнорируют интересы астраханцев. Наверное, он сам упивался своим «огненным» спичем. Но коммунисты остались при своей позиции. Впрочем, на общий результат это не повлияло. Но страсти немного покипели.
Один из вопросов заседания облдумы 6 ноября 2025 года касался внесения изменений в бюджет Астраханской области на текущий год. Инициатором выступило региональное правительство. Речь шла, главным образом, о перераспределении расходов и доходов.
В первом чтении законопроект поддержали 30 депутатов. Еще 5 человек – против. Из фракции КПРФ, как выяснилось позже. И это, судя по всему, немного задело председателя думы Игоря Мартынова. Ну или вирус красноречия вдруг активизировался?
«Коллеги, которые против, 5 человек. Вы проголосовали в целом против принятия изменений. И, наверное, на бюджете также будете голосовать. Будете голосовать против повышения мер социальной поддержки, против реализации национальных проектов и против всего остального. Если это ваша позиция, то о ней должны знать избиратели», — подчеркнул Игорь Александрович.
И посоветовал «протестантам» озвучивать свое несогласие на заседаниях думских комитетах, когда рассматривался проект бюджета, или же подавать в письменной форме особое мнение.
Коммунисты выступать по данному вопросу не планировали. Но такой «наезд», конечно, не могли оставить без ответа.
«Мы поддерживаем выплаты. Когда были голосования по отдельным вопросам, мы тоже голосовали за. Но есть моменты, на которые мы заострили свое внимание […] хотели продемонстрировать свою позицию, что бюджет несовершенен, что есть над чем работать», — ответил депутат Владислав Коняев.
Мартынов в долгу не остался. Согласившись, что позиция у фракции может быть любая, он перешел к возможным карам:
«Если мы бюджет с вами не принимаем следующего года и плановый период, хотя сейчас мы изменения вносим в текущего года и плановый период 26-27 года, то наступают последствия, которые прямо прописаны в бюджетном кодексе Российской Федерации, о том, что мы ничего, кроме заработанной платы и остальных обязательных платежей платить не можем. Это значит, не строек, ни поддержки, ни всего остального нет».
Звучит, конечно же, грозно. Но, глава облдумы, на наш взгляд, слишком увлекся отсчитыванием оппозиционеров. Не часто же выпадает такая возможность. Поэтому, видимо, и подзабыл, что озвученные им последствия касаются принятия главного финансового документа на будущий год. Тогда как данный вопрос касался корректировки текущего бюджета, принятого в декабре 2024 года и по которому Астраханская область живет уже одиннадцатый месяц.
Об этом, собственно, ему и напомнила руководитель фракции КПРФ Татьяна Тетерятникова. А также еще раз озвучила причины протестного голосования однопартийцев:
«Категорически не согласна, что наша фракция против социальных выплат, против выплат на ЖКХ, против строительства […] Но мы против категорически того, что у нас регулярно, и мы неоднократно об этом говорили, происходят корректировки программ из-за неисполнения, корректировки бюджета».
С этим трудно не согласиться. Дело в том, что первоначальные варианты региональных программ и бюджета разительно отличаются от образцов на конец финансового года. Вносить изменения стало привычной практикой. Формула здесь обычно такая. Документы громко анонсируется. Мол, сделаем, построим, отремонтируем. Депутаты голосуют за. Начинается реализация.
Но зачастую вскоре начинаются сбои. Становится понятно, что выполнить весь комплекс не удается. Тогда уменьшаются плановые показатели и сокращается ряд мероприятий. Как правило, с формулировкой «в связи с бюджетными назначениями». И вуаля, по итогам года получаем стопроцентное исполнение, или близкое к тому. Ну чем не повод похвалиться в отчетах!
Добавим, что главный финансовый документ региона формирует областное правительство. А утверждать должен депутатский корпус. Но если парламентариев стыдят за голосование против, да еще с отсылкой к интересам избирателей, то может не стоит играть здесь в игры в демократию? Зачем тогда нужна облдума в принципе, на содержание которой тратятся немалые бюджетные деньги? Да и в целом насколько корректен «наезд» Мартынова на коммунистов, которые, в общем-то, не обязаны подстраиваться под чьи-то хотелки. Как, впрочем, и любой народный избранник, не зависимо от партийной принадлежности.
Однако, возвращаемся в зал заседания. Голосование во втором, окончательном чтении, показало тот же вариант. Против — все та же пятерка депутатов. Но большинством голосов, конечно, изменения в бюджет 2025 года были приняты.
«Позиция не поменялась», — вздохнув, констатировал Мартынов.
Интересно, о чем он думал в тот момент? Может о том, чтобы в будущем вообще отключить кнопочку «против» на депутатских пультах голосования. Ну так, чтобы и соблазна ни у кого не было вольничать. Или с грустью вспомнил ставшую крылатой более 20 лет назад фразу экс-спикера Госдумы Бориса Грызлова о том, что «парламент — не место для дискуссий»? Тогда, впрочем, стоит вспомнить и то, что в 2020 году президент РФ Владимир Путин опроверг эту фразу, заявив, что парламент — «место для дискуссий, но не для драк и внутренних разборок».
