Четыре ЖЭ Максима Изосимова: о чем рассказывал глава минцифры во время долгожданного эфира?
Эту трансляцию мы смотрели в надежде получить внятные ответы на наболевшие вопросы, ведь проблема с постоянными блокировками интернета в последние несколько месяцев стала очень острой для Пензенской области. Прояснилась ли ситуация после просмотра? Расскажем в нашем материале также откровенно, как министр рассказал про работу сетей 4ЖЭ (именно так профильный чиновник произносит название 4G).
Начнем, пожалуй, с символичной предыстории. Прямой эфир с министром цифрового развития и связи Пензенской области Максимом Изосимовым был анонсирован на 22 октября. Сразу на двух платформах Центра управления регионом – «ВКонтакте» и «Телеграм», - намечалась трансляция, в ходе которой чиновник должен был рассказать, как нам пользоваться интернетом в условиях постоянных блокировок. Однако в назначенное время в эфир так никто и не вышел, а представители ЦУРа извинились за технические неполадки, и заверили, что скоро трансляция начнется. «Скоро» наступило только на следующий день, и то только в «ВК». Но хотя бы со второй попытки министру цифрового развития удалось победить интернет и поведать нам, как жить эту жизнь в условиях «новой реальности».
Наша безопасность в безопасностиПервый же вопрос был о блокировках мобильного интернета 24/7. Горожане спрашивали, почему в некоторых районах его не включают даже после отмены режима беспилотной опасности. Изосимов был краток (насколько его краткость является сестрой таланта – решать уже не нам).
«Это действительно так. В некоторых районах области, города Пензы после снятия режима беспилотной опасности мобильный интернет не включается. То есть дело в том, что там он отключен был до того, как объявлена беспилотная опасность. Это сделано в целях безопасности», - ответил он.
Чуть позже министр добавил, что «в этой истории участвуют органы безопасности – они определяют уже, так скажем, те параметры, которые необходимы для обеспечения безопасности».
Такое ощущение, что в любой непонятной ситуации нужно как можно чаще употреблять слово «безопасность».
Массовая галлюцинацияЛадно, допустим, мы приняли тот факт, что всё это для нашей безопасности, но тут последовал вполне резонный вопрос: почему во многих других регионах, в том числе и в более приближенных к зоне СВО, таких жестких блокировок нет? Как выяснилось, в других субъектах РФ всё то же самое - об этом глава минцифры узнал из бесед с коллегами из других регионов. Каких именно регионов, и с какими коллегами, он не уточнил. Да и вообще, потом прозвучало предположение, что нам «только кажется», что в других регионах какая-то иная ситуация. Но почему-то таких людей, которым «кажется», подозрительно много. Видимо, случилась массовая галлюцинация – другого объяснения у нас нет.
Тем не менее, зрители не сдавались и пытались доказать, что им не кажется. В качестве примера привели город Сочи, где отключения мобильного интернета действуют только в период ограничений. И тут Изосимов был уже не просто краток, а предельно краток.
«Ну, действуют же», - ответил он.
И не поспоришь. Правда, вопрос был в другом, но это уже мелочи.
Мы требуем компенсацию!В этих самых «условиях новой реальности» появилась необходимость «выбивать компенсацию» из операторов связи за неиспользуемый трафик при отключении мобильного интернета, так как деньги списываются исправно, а услуга не оказывается, либо оказывается некачественно. Сейчас мы уже знаем, как это сделать правильно.
«Здесь, в первую очередь, все отношения между абонентом и оператором регулируются договором. То есть, как минимум, вам нужно направить претензию к оператору связи. Как правило, операторы эту претензию рассматривают и делают либо скидку на тариф, либо возвращают часть денег в качестве лояльности», - рассказал чиновник, добавив, что не исключен и вариант пересмотра тарифов.
В крайнем случае, если оператор совсем не идет на контакт, можно обратиться в Роскомнадзор. Зачем это всё нужно обычным людям, которые просто хотят пользоваться интернетом, за который заплатили, и не забивать себе голову разборками с операторами? Правильно - для нашей безопасности.
Жалоб на Penza_Free не поступалоКонечно, не обошли вниманием и многострадальную сеть Penza_Free, о которой мы уже писали не раз. Здесь ничего нового не прозвучало. Если коротко: жалоб не поступало, в пиковые моменты бывает сложно подключиться, но сеть работает стабильно, скоро будет новая точка у памятника Первопоселенцу.
Тут еще раз выложим результаты опроса, который проводили в нашем телеграм-канале. Вместо тысячи слов.
А еще Изосимов рассказал, что на улице Московской местные жители стали постоянно заседать в общественной сети Wi-Fi, и пришлось даже сократить доступ до одного часа, а потом сессия прерывается. Как этим людям удалось продержаться в сети так долго – загадка века.
Авторизация: а это точно безопасно?Многие люди боятся подключаться к общественной сети Wi-Fi из-за процедуры авторизации, в ходе которой нужно ввести какие-то свои данные.
«Это требование законодательства. То есть, чтобы подключиться к сети, ты должен себя идентифицировать, поэтому нужно ввести номер телефона. Но, опять же, есть обратная сторона – это защищает устройства пользователей, так как провайдер обеспечивает защиту публичной точки. Соответственно, вы можете быть уверены, что ваши данные никуда не утекут. То есть, образно говоря, здесь есть НЕКАЯ гарантия», - успокоил министр.
Запомнили? А теперь забудьте! Абсолютно тот же самый министр через несколько минут:
«Ну, как я уже говорил, если Wi-Fi с авторизацией, то тут, все-таки, провайдер ваши данные защищает, но от себя я бы рекомендовал банковскими приложениями пока не пользоваться, потому что публичный Wi-Fi – это публичный Wi-Fi. Хоть там есть авторизация, хоть провайдер и защищает ваши данные, но, все-таки, я бы себя обезопасил».
Тут уж без комментариев.
Даешь Wi-Fi в школы!Уже в следующем году в школах Пензы и области начнет появляться Wi-Fi. Обеспечить интернетом все школы региона планируется до 2030 года, деньги на проект уже выделены.
«Wi-Fi в школах может позволить фильтровать контент для учеников. То есть, они будут не все ресурсы смотреть, а только то, что подходит для их возраста», - пояснил глава минцифры.
Здесь не очень понятно, почему бы сначала не сделать хотя бы несколько общедоступных точек Wi-Fi, которые действительно будут работать без перебоев, а потом уже расширять зоны покрытия, ставить роутеры в школы, детские сады, и так далее? (к слову, в больницах интернет подключать пока не планируют). Вероятно, деньги сами себя не освоят. Но «фильтрация контента» будет, да. Даже сейчас, чтобы посмотреть какой-либо контент, пользуясь общественным интернетом, надо очень сильно постараться. Тоже вполне себе фильтрация.
Цифровое неравенство и «4ЖЭ»Дальше речь пошла об обеспечении высокоскоростным доступом в интернет жителей деревнь и сел. Изосимов поведал о программе «Устранение цифрового неравенства», которая действует в нашем регионе с 2022 года. Далее цитата дословно:
«В малых населенных пунктах с численностью жителей от 100 до 500 человек мы строим мобильные сети 4ЖЭ. На сегодняшний день уже более 80 населенных пунктов подключено – там появилась сеть 4ЖЭ. В этом году еще 33 населенных пункта будут подключены», - сказал министр цифрового развития и связи Пензенской области.
Ну, ЖЭ, так ЖЭ. В сложившейся ситуации можно было сказать и «ЖО», оно даже больше подойдет.
«Сколько лет прошло, всё о том же…»Также были в эфире и пересказы многочисленных релизов минцифры, которые мы уже не раз читали: «вопрос с частным сектором прорабатывается», «белый список будет расширяться», «потребности современного человека будут постепенно закрываться».
Ну и, само собой, не обошлось без «главного посыла», который уж точно в том или ином контексте рефреном повторяется уже много лет: «в текущих условиях нам нужно набраться терпения». Эту фразу мы знаем наизусть, спасибо.
Вопросы в пустотуВскоре после «главного посыла» последовал «просто посыл» - ведущая быстро свернула эфир, сообщив, что основные темы уже осветили.
Мы, конечно, понимаем, что Максиму Сергеевичу было нелегко. Мы и сами во время трансляции сидели примерно с таким же лицом.
Но какой тогда во всем этом мероприятии был смысл? «Безопасная безопасность», «все хорошо, прекрасная маркиза», «вам кажется», «мы – молодцы», «понять и потерпеть», «4ЖЭ» - вот краткий пересказ 27-минутного эфира, которого многие пензенцы так долго ждали.
А, меж тем, вопреки словам ведущей, многие острые вопросы, которые присылали зрители, просто не были заданы. Мы позволим себе продублировать некоторые из них:
1. Кто принял решение о введении постоянного ограничения мобильного интернета в ряде районов и городов Пензенской области, и кто за него несёт персональную ответственность?
2. На основании чего было принято такое решение?
3. Что именно должно дать введение постоянного ограничения мобильного интернета в ряде районов и городов Пензенской области – какие угрозы снизить и насколько? Или же какие-то угрозы полностью устранить?
4. Почему в других областях и крупных городах нет постоянного ограничения мобильного интернета? Почему после атаки БПЛА в мае 2023 года Московского Кремля в той же Москве и по сей день не были введены подобные ограничения? В наш регион прилетают какие-то особенные беспилотники?
5. Как постоянное ограничение мобильного интернета в ряде районов снижает или нивелирует угрозу БПЛА, если в момент объявление угрозы в регионе и так происходит тотальное ограничение мобильного интернета? Как это влияет на заранее заложенные полётные маршруты БПЛА (инерциальную систему наведения с коррекцией по спутниковой связи для автономного полета к цели), ориентирование с помощью систем GPS/ГЛОНАСС, использование систем ориентирования и наведения на базе искусственного интеллекта?
6. Из-за введённого постоянного ограничения мобильного интернета часть магазинов и сервисов перешла на оплату наличными деньгами, умные счётчики электроэнергии, холодной и горячей воды, отопления, передающие показания в автоматическом режиме перестали работать – получается, что министерство цифрового развития и связи вместо цифрового развития занимается цифровой деградацией региона?
7. Кто может объяснить, чем люди живущие на одной стороне улицы, у которых не работает мобильный интернет, хуже людей, живущих в домах на другой стороне улицы, у которых всё работает без проблем?
8. Знают ли в министерстве цифрового развития и связи о существовании таких спутниковых систем широкополосного подключения к Интернету как Starlink, OneWeb, Amazon Kuiper и т.п.?
9. В августе 2025 года министр цифрового развития Максут Шадаев анонсировал введение «периода охлаждения» для пользователей зарубежных SIM-карт, находящихся в России в роуминге. Согласно сообщениям в СМИ уже с 6 октября 2025 на зарубежных SIM-картах с момента первой регистрации в российской сотовой сети включается блокировка на 24 часа сервисов мобильного интернета и SMS. Разве эта мера не нивелирует введённые в регионе постоянные ограничения мобильного интернета? Или в БПЛА используются исключительно SIM-карты российских провайдеров?
10. Кто будет нести ответственность, если через общедоступные точки Wi-Fi будут осуществляться противоправные действия?
Ведь хорошие вопросы. Мы, всё же, постараемся получить на них ответы, а результатами поделимся с Вами. Будет и на нашей улице 4ЖЭ.
Фото: 1pnz.ru, скриншоты эфира

