Дело о компенсации за период "нетрудоустройства" работницы пересмотрят
26 июля 2023 года работница уволилась из организации по собственному желанию (Определение Восьмого КСОЮ от 25 февраля 2025 г. по делу № 8Г-269/2025). Для поиска работы она обратилась в компанию по содействию в трудоустройстве. Женщине было предложено несколько вакансий, но потенциальные работодатели отказали ей в трудоустройстве.
Тогда она обратилась в Центр занятости населения с той же целью. В ЦЗН ей сообщили, что она не может быть трудоустроена либо поставлена на учет в качестве безработной, поскольку бывший работодатель не предоставил сведения в Отделение СФР о ее увольнении.
2 ноября 2023 года бывший работодатель направил в ОСФР сведения о ее увольнении.
Женщина обратилась в суд с требованием о взыскании компенсации неполученного заработка за время вынужденного прогула. Решением городского суда исковые требования удовлетворены. Апелляционным определением решение изменено. Суд уменьшил размер неполученной заработной платы.
Кассационный суд не согласился с нижестоящими инстанциями и указал, что удовлетворяя исковые требования, суды исходили из наличия бесспорных доказательств того, что несвоевременное направление сведений о трудовой деятельности препятствовало трудоустройству истца.
Однако при разрешении спора юридически значимыми являются следующие обстоятельства:
виновное поведение работодателя, связанное с несвоевременным внесением сведений о трудовой деятельности истца; обращение работника к другим работодателям с целью трудоустройства в спорный период; отказ работнику в приеме на работу по причине отсутствия сведений об увольнении в пенсионном органе; взаимосвязь между указанными обстоятельствами и наступившими последствиями в виде лишения работника возможности трудоустроиться и получать заработную плату.Нижестоящие суды не приняли полных мер к установлению указанных обстоятельств. Также суды оставили без внимания доводы ответчика о злоупотреблении правом, поскольку работница не обращалась к бывшему работодателю с заявлением о направлении достоверной информации о дате увольнения в ОСФР.
Кроме того, не дана правовая оценка возможности предоставления истцом самостоятельно справки ЕФС-1 будущему работодателю, ОСФР, ЦЗН, при том, что справка была ею получена в день увольнения.
Кассационный суд отменил постановления нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.